Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
Н. А. Некрасов.
В “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова читаем:
“Родина — отечество, родная страна, место рождения...” Можно согласиться
с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову
дает Некрасов в стихотворениях “Родина”, “Тишина”, “Рыцарь на час”,
“Поэт и гражданин”. Вот известные строки из стихотворения “На Волге”:
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки -
Ползли гурьбою бурлаки...
Красавица-Волга становится для Некрасова “рекою рабства и тоски”, символом бедствий народных и великой скорби:
Волга! Волга!..
Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля...
Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа,
но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел
крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания
матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.
Стихотворение “Родина” — начало той поэзии, в которой зазвучали
помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично.
Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей
несвободы:
Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным
неприятием отцов-тиранов, “разврата грязного и мелкого тиранства”.
Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:
... Научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я...
Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее
развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме “Кому на Руси жить
хорошо”:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.
Ты и всесильная, Матушка-Русь!
В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки
некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа,
призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению
гражданского самосознания:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Стихотворение “Рыцарь на час” — это голос проснувшейся совести. В
произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения
добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной
жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою
мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно
предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого.
Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова
“мать” и “Родина” сливаются в масштабный образ Родины-матери.
Некрасов решительно выступает против излишней покорности
народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым
проникнут финал стихотворения “Железная дорога”:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком “Ура!” по дороге помчал... .
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и “Песня
Еремушке”. Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому
народу) такие слова:
Будешь редкое явленье, Чудо родины своей;
Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикую К угнетателям вражду
И доверенность великую К бескорыстному труду.
В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” показано постепенное
пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены
Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе
Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его
жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за
справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены
крепостного права.
“Довольно ликовать в наивном увлеченье,—
Шепнула муза мне,— пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”
Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности
революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской
поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к
Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та
ни была.