Единорог
считается геральдическим символом осторожности, осмотрительности,
благоразумия, чистоты, непорочности, строгости и суровости.
Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный
подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года - царская) династия
московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора
Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается
изображение зодиакального знака Козерога в виде козлорыбца - козла с
рыбьим хвостом. Если бы на "корабельнике" (золотой монете) вместо
единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого
изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений.
Можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства
русских земель, обусловленного общим астрологическим "управителем"
Козерогом. Такой вывод усиливался и тем, что на "корабельнике" Иван III
именуется государем "всея Руси". Знак Козерога на монете как бы
дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным,
астрологическим образом.
Однако, на "корабельнике" были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И
этот факт не разрушает, а подтверждает высказанную мысль, потому что на
Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это
зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся
почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление
единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до
XVI века включительно.
Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете
единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного
тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками
этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических
знаний, к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти
(великий князь, придворные высоких рангов). Поэтому сведения об
астрологической природе единорогов на "корабельнике" не получили
отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования
современных ученых.
Как "ушел" единорог
Толкование единорога на "корабельнике" Ивана III как
символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой
эмблемы. Проблема права на титул государя "всея Руси" обострилась при
Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к
признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576
году австрийский император признал Ивана IV государем "всея Руси".
Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем
последний категорически настаивал на недопустимости такого признания,
как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине
XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле
государя "всея Руси" утратил политическую актуальность.
При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти
возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее
стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о
возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности -
своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены
двуглавого орла на единорога как государственного герба.
Однако
эмблема единорога все же не заняла ведущее положение. На Большой печати
Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался
двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла
главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия.
Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах,
которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до
конца XVII века. Их главная сторона была с орлом, на щите которого
изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем
на золотых сохранялась такой: двуглавый орел, единорог,
всадник-змееборец. В конце концов змееборец "победил" единорога. Он
остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ
ушел в небытие.