Стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ! " Сергей Есенин посвятил молодой учительнице из Батуми Шаганэ Тальян, с которой поэт встречался, будучи на
Кавказе.
Шаганэ Тальян, Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка.
Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, с нее и писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: "Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне".
В стихотворении поэт создал образ поэтический, изобразил поэтическую влюбленность, которой, по всей видимости, не было.
Но главное здесь любовь к России. В стихотворении-глубокая ностальгическая тоска по родным полям и "дальней северянке".
Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины.
Рассказывая о самом дорогом, любимом для него, поэт прибегает к гиперболе ("Потому что я с севера, что ли, что луна там огромней в сто раз... "); сознательно, как мастер высочайшего класса, виртуозно владеющий родним языком, нарушает нормы грамматики: "Я готов рассказать тебе поле... ". Грамматическая норма требует употребления в данном контексте глагола "рассказать" с предлогом "о" (рассказать о поле) . Однако "рассказать поле"-выразительнее, глубже, экспрессивнее, чем общепринятое "рассказать о поле", оно сближается по значению с глаголом "высказать" - высказать душу. А стихия души и сердца в есенинском поэтическом
мире-важнейшая.
Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое "кольцо"- прием, традиционный в восточной поэзии.
Все пять строф стихотворения-интереснейшие примеры строфического кольца. Главное в композиции этого произведения то, что его первая строфа составлена из начальных и заключительных строк всех строф и содержит в себе все те темы и мотивы, которые получат развитие в последующих строфах:
1. Шагана ты моя, Шаганэ!
2. Потому что я с севера, что ли,
3. Я готов рассказать тебе поле,
4. Про волнистую рожь при луне.
5. Шаганэ ты моя, Шагана.
6. Потому что я с севера, что ли,
7. ..
8. ..
9. ..
10. Потому что я с севера, что ли,
11. Я готов рассказать тебе поле,
12. ..
13. ..
14. ..
15. Я готов рассказать тебе поле,
16. Про волнистую рожь при луне.
17.
18. ..
19. ..
20. Про волнистую рожь при луне.
Таким образом, стихотворение напоминает венок сонетов с той разницей, что магистральный стих помещен здесь не в конце, а в начало произведения.
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. " написано трехстопным анапестом.
Это - не часто встречающийся в творчестве поэта размер, в отличие, например, от двусложных, в первую очередь от знаменитых есенинских хореев. Здесь в значительной степени размер уже задан именем героини-Шаганэ, поставленным в начале строки.