Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев
— предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак “лет
сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева
раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор
наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной
стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек
недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и
мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся
такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к
людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как
товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта
натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из
создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями,
безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие,
самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.
Знакомство
с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного
бунта, начинается с его портретной характеристики: “Он был лет сорока,
росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась
проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на
нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Для характеристики
своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая,
живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения:
“Долг платежом красен”. Пугачев изображен в соответствии с
народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это
соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом
из произведений А. Сумарокова: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он
свиреп”. Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей,
ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин
сравнивает своего героя с птицей - орлом, являющимся царем птиц. Но при
всей своей силе, Пугачев - трагический образ. В произведении
присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева,
песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к
главе “Приступ”, сравнение героя с Отрепьевым.
Характер
Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев
противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице,
своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно
обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин
высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть
русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.
Итак,
образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального
характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику
повести.
Образ предводителя крестьянского восстания
тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух
народа., Пушкин изображает и такие его качества, которые были
сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил
автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко
трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном
крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича
и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут
во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам
жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства
достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и
смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием
“барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем.
Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает
проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и
даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку
старика, готового занять место Гринева под виселицей. Савельич же
покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного
бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него
только “злодей” и “разбойник”.