Вторую четверть XVIII в. нередко называют эпохой дворцовых переворотов. Но, несмотря на то что сменявшие друг друга правители империи были очень разными, они уже не могли заставить Россию пойти по иному пути развития, петровские реформы приняли необратимый характер. Российская империя продолжала укрепляться и расширяться. Этому способствовала не только поддержка дворянства, ставшего верной опорой императорской власти, но и закрепление и утверждение в русской культуре европейских элементов. Особое значение в этом процессе имело развитие общеобразовательной школы, ставшей базой для появления и развития русской науки и высшей школы (в 1725 г. была создана Академия наук, а в 1755 — Московский университет). Продолжали закрепляться новые идеи о ценности человека, развивалось личностное начало в русской культуре. Они нашли свое выражение в новой русской литературе, выросшей на основе стиля классицизма, ставшего в то время общеевропейским направлением. Но наряду с новыми чертами, в частности, утверждением авторства художественных произведений и воспринятыми канонами классицизма, русская литература все же сохраняла свою специфику, отдавая предпочтение национальной тематике, а также сохраняя тесную связь с традициями русского фольклора Специфика русского варианта классицизма была закреплена в теоретических сочинениях Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова.
Русский классицизм отвечал всем основным требованиям этого стиля, изложенным теоретиком классицизма Н.
Буало в XVII в. Высоко ценилась способность художника подавлять личные чувства во имя служения высокой государственной цели. Основными персонажами в классицистской литературе и театре были не реальные люди с их достоинствами или недостатками, а литературные образы — носители либо пороков, либо добродетелей. Золо- 540 545 ние целиком — от генплана до предметов обстановки. Именно так поступал Растрелли. Исключительное положение в украшении интерьеров занимал фарфор, секрет которого был наконец-то открыт в 1748 г. русским мастером Д. И. Виноградовым. Появляются целые ансамбли из фарфора, состоящие из посуды, ваз, куда, помимо настоящих фруктов, кладут «обманки» из фарфора в натуральную величину, расписанные в натуральные цвета, в ансамбль входят также ручки столовых приборов, подсвечники, настольные украшения в виде беседок, трельяжей, фарфоровых дам, кавалеров, пастухов и пастушек Все это дополнялось фарфоровыми табакерками, пуговицами, эфесами шпаг и множеством других вещей из этого же материала.
Если не правильно скажи