Основу македонской армии составляла знаменитая македонская фаланга (это боевое посторенние, созданное его отцом Филиппом Македонским). От греческой фаланги она отличалась только одним. Во-первых, она была больше, ни один греческий полис не мог выставить такое количество воинов, как македоняне, поскольку брали туда крестьян. Но главное, что, если в греческой фаланге копьём сражались воины только первого ряда, то Филипп изобрёл так называемую сариссу, то есть копья разной длины. Поэтому задние ряды клали свои копья на плечи впереди стоящих, и перед фалангой находились острия копий шести рядов. И когда эта жуткая стена двигалась вперёд (а самое главное от неё требовалось – это не ломать строй, именно этому учили), то ни одно боевое построение перед ним не выдерживало.
Вплоть до II века, вплоть до того, как римляне в начале II века не разбили македонскую фалангу при Киноскефалах своим манипулярным строем, македонская фаланга ни разу не потерпела поражение. А на флангах стояла конница. На правом фланге была тяжело вооруженная конница из македонской аристократии. И в каждом сражении, когда начиналось движение на противника, левый фланг прикрывал фланг фаланги, а правым флангом Александр тяжёлой конницей наносил удар в обход левого фланга противника. Он разрезал войска противника и наносил удар по центру управления. И каждую эту атаку, решающую атаку, он возглавлял сам.
И поэтому ещё одно важнейшее качество: его безумно любили воины. Бывает ситуация, когда офицер не знает, выстрелят ему в спину или нет. Александр мог спокойно свою спину подставлять кому угодно, его защищали солдаты. За ним они шли куда угодно. Один раз они взбунтовались в конце похода, когда он загнал их в джунгли Индии. Но мы к этому ещё чуть позже вернёмся.
Безумная отвага, безумная любовь воинов. Когда они шли через пустыню (возвращались из Индии), многие умирали, почти половина войска умерла от жажды. Александру дали воду, он вылил её в песок и сказал: «Как я буду пить, когда мои воины умирают от жажды».
Ещё, пожалуй, важное качество Александра, что, несмотря на свою настырность, на свою агрессивность, он был способен и на принятие более мягких решений, но иногда, вообще же он не любил сопротивление. Он полгода потратил на осаду Тира (это город в Финикии, сейчас в Ливане), Тир не хотел с ним воевать, он говорит: «Воюй с персами, мы нейтральный торговый город», Александр ответил: «Нет, либо вы подчиняетесь, либо, если вы не подчиняетесь мне, значит, вы потенциальный союзник моих врагов». Тирийцы мужественно сопротивлялись семь месяцев. Тир расположен был на острове. Александр не поленился: дамбу построил, подогнал машины для взятия города, подогнал флот, который атаковал одновременно с моря, взял город и распял 7 000 юношей, защитников этого города. Он не любил, когда ему противоречили. Так что он был достаточно жестокий человек.
Когда он, разбив персидского царя, дошёл до территории Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Средней Азии, то ему пришлось хуже всего. То, что мы знаем об афганских душманах или об этих чеченских так называемых боевиках, вот ему пришлось столкнуться здесь в полной мере.
Вообще Азия – это страшное место. Это место – родина партизанской борьбы, потому что там не было армий. Александр пытался их разбить в сражении – они не принимали сражение. Но как только уходили основные силы, они вырезали его гарнизоны, они травили колодцы, они лишали его подвоза продовольствия. Александр в свою очередь кишлаки предавал полному уничтожению. Женщин насиловали, детей убивали, мужчин тоже уничтожали полностью. Он уходил из кишлака – поднимался другой кишлак. Всё время у него в тылу находились партизанские отряды.
Три года! Он быстрее разбил персидскую армию. Он не смог справиться с партизанами Средней Азии. И здесь опять-таки важно очень такое хорошее решение. Он понял, что здесь он уже ничего не сделает, и он пошёл на мужественный шаг: он женился. Он взял девушку из местной среднеазиатской аристократии Роксану. Он продемонстрировал местным народам, что он их уважает. Когда он продемонстрировал им, этим вот племенам, которых принято называть дикими, что их не рассматривают как объект охоты, как объект подчинения, а что он их рассматривает как союзников, сопротивление прекратилось.
Во время индийского похода среднеазиатская конница была одной из лучших боевых частей его армии. А Роксана потом станет матерью его единственного сына Александра IV. Так что в этом плане гибкость тоже была присуща Александру.