декабре 1564 года Иван с семьей и приближенными неожиданно выехал из Москвы в Александрову слободу. Через некоторое время, в январе 1565 года, он направил в Москву две грамоты, которые надлежало огласить на Красной площади. В первой грамоте, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинил бояр и духовенство во многих «изменных делах», в расхищении казны и земель, в нежелании защищать царя от «недругов его». Иван объявлял, что оставляет престол и поселится там, «где Бог наставит». Во второй грамоте, адресованной жителям Москвы, он, объясняя причины отречения, выставил себя защитником «черных» людей от боярского своеволия. В Москве началась паника. Горожане, которых в меньшей степени коснулись царские гонения, потребовали от духовенства- и бояр, уговорить Ивана вернуться на царство и пообещали, что государевых «лиходеев и изменников» они сами «потребят» (истребят).
В Александрову слободу выехала делегация от духовенства и бояр. Иван заявил, что вернется только при условии предоставления ему права казнить «изменников» (т.е. всех неугодных) по своему усмотрению. Он потребовал также учредить в стране особый порядок, который получил название опричнины (от слова «опричь» — кроме).
Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Центром опричнины стала Александрова слобода, в состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые другие города и земли. Землевладельцы, которые не вошли в царскую опричнину, должны были покинуть свои вотчины. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати дробились и передавались опричникам — людям, служившим в опричнине. Опричнина, охватившая значительную часть государства, разорила прежние удельные гнезда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.
Одновременно было создано опричное войско. Опричники были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В знак своего предназначения они прикрепляли к седлу лошади голову собаки и метлу. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами, заподозренными царем в «изменах».
Террор опричников вызвал недовольство части населения страны. В 1566 году на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. Ответа пришлось ждать недолго — все челобитчики были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста против злодейств опричников сложил с себя сан. Новый митрополит Филипп Колычев также обличал царя и требовал отмены опричнины. Во время службы в Успенском соборе опричники сорвали с митрополита церковное облачение и повязали Колычева, а затем он был сослан в один из дальних монастырей, где и был задушен ближайшим помощником царя Малютой Скуратовым.
Свой главный удар опричнина нанесла по тем силам, которые могли угрожать самодержавной власти царя. В 1569 году царь расправился со своим двоюродным братом князем Владимиром Старицким. Услышав, что тот якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было ликвидировано последнее удельное княжество на Руси.