Чтобы ответить на
вопрос «Есть ли сейчас Митрофанушки?», вспомним для начала, кто же
скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику —
гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
«Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей
русской драматургии XVIII века в целом. Эта комедия и сегодня не
потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то
время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана
образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит
произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает
образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то
прилагательное, то существительное, в зависимости от того, о какой
двери идет речь.
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения.
Недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то
есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. У
Фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический
смысл и в таком значении навсегда закрепилось в сознании читателей.
Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фонвизин придавал огромное
значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча
Митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного
воспитания». Образ Митрофанушки выписан с большим мастерством, потому
что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее
уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение
подрастающего поколения.