1) Ответ. В самом начале XIX века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 годк реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причем, что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство
народного просвещения.
2) Ответ. Александр I под воздействием правления своей бабки Екатерины II и своего учителя Лагарпа вообще стремился реформировать российское общество во многом в духе Просвещения, потому просвещение народа было для него первостепенном. Кроме того России и не только в правление Александра I требовались хорошо образованные молодые люди, чтобы пополнять ряды многочисленного бюрократического аппарата. Конкретные примеры внимания: