В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве
Шуберта, Вебера. Все же в вальсах композиторов начала века еще очень
значительна зависимость от бытовых танцевальных образов и форм. В
эволюции вальса наблюдается тот же процесс, который происходил со
многими бытовыми танцами (например, с менуэтом в XVIII веке). Постепенно
вальс становится самостоятельным видом художественного творчества и
начинает проникать в симфоническую литературу. В «Фантастической симфонии» Берлиоза, написанной в 1830 году, вальс уже занимает целую часть симфонии.
В русской музыке богатое и интересное развитие вальса особенно
заметным становится с середины XIX века. Высокой поэтизации вальс
достигает в области вокальной лирики; печать одухотворения этого
бытового танца лежит на выдающемся симфоническом сочинении Глинки «Вальс-фантазия». Многообразное эмоционально-психологическое истолкование получил вальс в музыке Чайковского.
В творчестве Шопена
вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и
прикладное значение этого жанра стушевываются. Поэтическое претворение
получает самый ритм вальса, его кружащееся движение — то скользящее,
воздушное, то вихревое, полетное. Вальсы Шопена, подобно его этюдам,
перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и
блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной
техники и виртуозного пианизма.
Семнадцать вальсов Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и
средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей,
широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 70; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Es-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64
раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия
вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы
развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди,
Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.