Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень и, следовательно, упадком ремесел и сельского хозяйства. “Великое переселение народов” в IV веке (передвижение варварских племен норманнов, лангобардов, галлов, готов, гуннов, аланов и других с севера на юг, с запада на восток и обратно), вызванное голодом, войнами и недостатком земли, привело Европу к опустошению. Что не разрушили варвары, довершили стихийные бедствия: наводнения, пожары, болезни. Например, с 546 года пришедшая с Востока чума полвека опустошала Италию, Испанию, Галлию. В результате этого Средневековье началось с регресса в материальной и духовной сферах. Наступили времена, получившие название “темных веков”.
В техническом отношении общество оказалось отброшенным назад. Прекратилось каменное строительство, ибо некому и нечем было обрабатывать камень, и снова возобновилось деревянное, поэтому участились пожары. Исчезло производство стекла, поскольку перестали ввозить соду. В ремесле и сельском хозяйстве вновь стали применять примитивные орудия труда, что привело к отсталости в военном деле, и средневековая Европа долгое время остается безоружной против варварских вторжений.
Происходит и духовный регресс: уничтожено огромное количество произведений литературы, скульптуры, живописи. Появившиеся в период раннего Средневековья штрафы за совершенные проступки демонстрируют крайнюю степень падения нравов: пьянство, обжорство, разврат, насилие, которые совершаются на фоне упадка государственного управления и кризиса власти.
В этом хаосе христианская церковь, с одной стороны, стала объединяющим и организующим началом. Монастыри оказались бастионами культуры среди всеобщего невежества, охраняя и сохраняя остатки античной культуры и особенно литературный язык. В монастырских библиотеках хранились драгоценные старинные рукописи, в скрипториях (лат. scriptorius “писчий”) они переписывались и возобновлялись, преподавание в школах велось на латыни, ставшей языком науки. Долгое время лишь при церквях и монастырях были учебные заведения, сохранявшие “ученую книжность”.
С другой стороны, церковь внесла свою лепту в разрушение культуры прошлого. Мы уже говорили об уничтожении научного центра и библиотеки в Александрии, запрещении многих античных традиций. В 415 году монахи-фанатики зверски растерзали преподавательницу математики из Александрии -- Гипатию, а в 529 году была закрыта выросшая из Платоновской Академии Афинская школа.
Итак, бывшая Римская империя разлетелась на мелкие осколки варварских государств, из которых то одно, то другое расцветает на краткий период времени, сияя отраженным блеском былого Римского величия. Первым из них стало государство франков, империя Карла Великого, христианнейшего властителя, насаждавшего христианство огнем и мечом. Он собрал вокруг себя блестящий двор, пригласив к нему лучших ученых, поэтов, политических деятелей. Именно благодаря его усилиям Западная Европа стала передовым регионом по сравнению даже с Византией. Империя Карла Великого занимала обширную территорию, управлялась обученными администраторами, образованными советниками. Государственные указы стали доводиться до сведения подданных не глашатаями, как прежде, а в письменной форме.