Вальс - столь популярный танец, что рассказывать о нём ещё раз нет смысла. Надо только отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.
Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы ещё были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьёзную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приёмы пианизма.
Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.
Вальс ля-бемоль мажор. Op. 69 № 1
…Прошли счастливые дни свидания с родителями. Фридерик должен вернуться в Париж. По дороге он, как когда-то, остановился в Дрездене. И тут произошла новая неожиданная встреча - с лицейским другом Водзиньским. Шопен с радостью принял приглашение посетить Водзиньских. Семья встретила его очень ласково. Он же с удивлением увидел, что сестра его друга, которую он помнил неуклюжей одиннадцатилетней девочкой, превратилась в юную прекрасную лань. Быть может, эта встреча заставила Фридерика задержаться в Дрездене. Давно уже его сердце не знало такого волнения. Прелестная Мария Водзиньская вызвала в его душе забытые чувства. Свою нежность и восхищение он выразил в строчках ля бемоль мажорного вальса, записанного им на нотном листе и подаренного Марии; в ответ он получил розу.
Образ Марии Водзиньской не покидает Фридерика. Узнав, что летом 1836 года семья Водзиньских будет в Мариенбаде, Шопен едет туда и затем вместе с ними переезжает в Дрезден (где он и сделал Марии предложение).
Каким счастьем было согласие Марии стать его женой!
Правда, окончательное решение зависело от её родителей. Скажем сразу, что бракосочетание так и не состоялось. Разлука, незнатное происхождение Шопена, а, быть может, и его хрупкое здоровье были причиной постепенного охлаждения интереса Водзиньских к Фридерику; а затем и окончательного разрыва с ним. Потомкам трудно судить о том, насколько тяжело переживал Шопен этот разрыв, ведь он был очень сдержанным человеком. Однако известно, что после его смерти нашли пачку писем, перевязанную лентой, и засохшую розу. Сверху было написано: «Моё горе». Это были письма Марии Водзиньской и роза, которую она подарила когда-то Шопену в ответ на посвящённый вальс.
Этот печальный вальс многие называют «Прощальным вальсом».
Вальс до-диез минор. Ор. 64 № 2
Один из поздних вальсов - знаменитый элегический Седьмой до-диез минорный. Есть предположение, что этот вальс тоже был навеян мыслями о Марии Водзиньской.
Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Форма здесь оригинальна. Её можно определить, как трёхчастную с припевом; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо.
Спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, очень близкая по настроению к ноктюрну. Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена
Как и мазурки, полонезы и вальсы Шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Тем не менее на музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры - поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов включил в балет «Шопениана».
Вальс ре-бемоль мажор. Ор. 64 № 1 построен на повторяющемся спиралеобразном движении дробных звуков. Возможно, таким образом, Шопен пытался имитировать любимую игру собачки Жорж Санд - погоню за собственным хвостом. Потому его и называют «Собачьим вальсом».
Есть у него и другое название - «Вальс - минутка». Пианисты-виртуозы всего мира стремятся исполнить его именно за одну минуту, а то и быстрее.
Шопен. Вальс си минор. Op. 69 № 2
К жанру вальса Шопен обращался на протяжении всей жизни. В 1829 году, влюблённый в Констанцию Гладковскую, он написал изысканный «вальсик», по его определению, в две страницы, ре бемоль мажор. И тут же прибавил к нему ещё три: си минорный, поэтичный и грустный; ми минорный, сочетающий лёгкость, грациозность со страстной порывистостью, и, наконец, ми бемоль мажорный, виртуозный концертный вальс. Его Шопен окончательно завершил уже в Париже и назвал «Большим блестящим вальсом».
Шопен. Вальс ля минор. Op. 34 № 2
Среди его парижских вальсов - печальный и медленный до минорный, Шестой ре бемоль мажорный, в котором изящное кружение создаёт стремительную полетность. Вальсы появлялись в творчестве композитора и позднее, часто превращаясь в напевные лирические пьесы. Таков ля минорный вальс. Написанный в первый парижский год, он пронизан грустью и воспоминаниями. Наверно, это воспоминания о Родине.