В
развитии образования в Галицко-Волынской
земле большую роль играли монастыри,
епископии, приходы. Образование получали
не только князья и бояре, но и ремесленники
и рядовые дружинники, о чем говорят
надписи на вещах повседневного обихода.
Археологами найдены берес-тяные грамоты,
бронзовые стилусы (для писания на
восковых табличках).
Знатоки
иностранных языков работали в княжеских
и епископских канцеляриях. Они готовили
грамоты, вели дипломатическую переписку.
На Волыни была создана древнейшая
восточнославянская редакция Но-вого
Завета. Дорогие книги имели кожаную
оправу, украшались золотыми тканями,
металлическими накладками с изображением
в технике перего-родчатой эмали. Некоторые
украшались чудотворными миниатюрами.
Во
второй половине XIII в. была создана
известная Галицко-волын-ская летопись.
Главный её герой – князь Даниил Галицкий.
Излагается история его жизни, борьбы
против "боярской крамолы" и внешних
врагов.
Ярким
проявлением культуры была архитектура
края. Строили из дерева, каменными были
храмы, реже княжеские палаты. В городах
– Галиче, Перемышле, Звенигородке –
было начато белокаменное строительство
церквей.
Местная
иконопись развивалась под влиянием
киевской. Из работ высокого уровня
сохранились икона богоматери Одигитрии
конца XIII-XIV вв. из Покровской церкви
Луцка (ныне в Киевском церковном музее
украинского искусства), икона святого
Юрия-змееборца на черном коне (Львовский
музей украинского искусства).
Во
многих произведениях декоративного
искусства современной Западной Украины
(ковры, вышивки, писанки) справедливо
видят развитие мотивов, которые
существовали в средние века.