Индия прошла через разные периоды своего развития. Но испокон веков
важнейшую роль в ней играла философия, будь то размышления монахов или
прагматические тренды, идеи освобождения человека или спасения всего
человечества. Индия – это земля людей с мировоззрением. Очевидно:
образование в ней не могло выглядеть слишком уж приземленным.
Школы в древней Индии имели название гурукула. Система
гурукул, располагавшихся в учительских домах или монастырях, была
индуистской, и учитель передавал ученикам знания о религии, философии,
литературе, искусстве управления государством, медицине, астрологии и
истории. И всё это бесплатно. Лишь по окончании учебы приветствовался
добровольный взнос – гуру-дакшина, дабы отблагодарить педагога.
Гурукулы появились еще в период ведийской цивилизации, которая
знаменует начало индийской культуры, литературы и науки. Арийцы того
времени уже стремились к научному прогрессу, а для детей и подростков
они определяли особый период подготовки к подобным подвигам – он
назывался Брахмачарья, – тогда как в истории многих других стран его
заменяла в лучшем случае пора ремесленного ученичества.
Пример Индии показывает, что нации может быть необходима философия
образования. Ведь что такое образование? В классическом индийском
представлении это трансформация человеческого бытия, это освобождение
ума, которое среди бытовых забот помогает помнить о высшей цели,
поступиться эгоистическими иллюзиями ради включенности в жизнь, уйти от
узкого мышления к мышлению универсальному. А вот «образование», которое
не принимает во внимание смысл жизни и чувство ее полноты, это и не
образование вовсе.
Правда,
британские колонизаторы Индии думали по-другому. Современную школьную
систему в Индию принес лорд Томас Бэбингтон Маколей в 30-е годы XIX
века. И учебную программу ограничили – если математику оставили, то
философию сочли ненужной.
Впрочем, колониальный период индийской истории остался в прошлом. И
духовные истины уравновешиваются с точными знаниями уже другими
способами. В 1945 году, за пару лет до обретения страной независимости,
был создан Всеиндийский совет по техническому образованию, планирующий и
координирующий развитие этого направления – как показывают достижения
индийских специалистов во всем мире, весьма успешно.
С давних времен китайцы
трепетно относились ко всему, что связано со знаниями и учебой.
Учителя, научные деятели, философы и поэты были уважаемыми людьми, часто
занимали высокие должности в государственной системе. Первоначальные
знания дети получали в семье – их учили уважать старших и следовать
нормам поведения в обществе. В зажиточных семьях малышей с трех лет
учили счету и письму. С шестилетнего возраста мальчики отправлялись в
школу, где постигали искусство владения оружием, верховой езде, музыки и
написанию иероглифов. В больших городах школьники могли пройти две
ступени образования – начальную и высшую. Обычно здесь учились дети
знати и зажиточных горожан, поскольку стоимость занятий была достаточно
высока. В сельских школах ученики просиживали за книгами целый день, не
знали праздничных дней и веселых игр. Не редки были и телесные наказания
- вместо цветов дети несли учителю бамбуковую палку, правда, в красивой
упаковке. Однако знания, которые они получали в стенах школы, были
довольно скудными. Ученикам внушалось, что Китай – это весь мир и дети
смутно представляли, что происходит в соседних странах. Хочется
отметить, что девочкам путь в школу был заказан, так как их готовили к
роли жены и матери семейства. Но в знатных семьях девушки учились читать
и писать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже владению
некоторыми видами оружия. С популяризацией учения Конфуция история
образования Китая перешла на новый уровень. Впервые к ученикам стали
относиться уважительно, учили задавать вопросы и находить на них ответы.
Новый подход содействовал воспитанию уважения к учебным наукам, и
способствовало тому, что образование стало неотъемлемой частью
государственной политики.