Промышленная революция во Франции
Отличительной чертой французской экономики XIX в. были низкие темпы прироста численности населения. Еще одна черта французской экономики - это ресурсная обеспеченность. Британская, а впоследствии американская и немецкая модели индустриализации основывались на изобилии запасов каменного угля. Франция имела гораздо меньшие его запасы; характер самих залежей делал добычу более дорогостоящей. Эти обстоятельства оказали влияние на другие использующие уголь отрасли. В области технологии Франция не была отстающей страной. Французским ученым, изобретателям принадлежало лидерство в нескольких отраслях, включая гидроэнергетику (строительство турбин и т. д.), химию.
В конце XVIII века во Франции насчитывалось 26 млн. человек, из которых только 2 млн. проживали в городах. Основу экономики составляло сельское хозяйство, на долю которого приходилось 75% национального дохода. Около 90% крестьян были лично свободными, но, тем не менее, в стране сохранялись феодальные отношения, тормозившие экономическое развитие. Феодальные отношения смогла устранить только революция 1789-94 гг. Были проведены социально-экономические реформы, направленные на обеспечение свободы промышленного предпринимательства, торговли. В 1791 г. была ликвидирована цеховая организация производства, продекларирована свобода торговли. В 1793 г. был издан Декрет в соответствии, с которым без выкупа отменялись все феодальные повинности, а все документы, закрепляющие феодальные права, подлежали уничтожению. В том же году был принят Декрет о продаже земель эмигрантов. Землю продавали небольшими наделами, в результате чего к началу XIX в. во Франции начали преобладать мелкие крестьянские хозяйства, имевшие низкую товарность: они мало покупали и мало продавали. Такие хозяйства ограничивали рост внутреннего рынка и процесс урбанизации.
Благоприятные условия для промышленной революции были созданы в период консульства и империи (1799-1815). Континентальная блокада, преследовавшая цель подорвать экономическую и военную мощь Великобритании, первоначально способствовала промышленному подъему. Появились большие механизированные хлопчатобумажные и шерстяные предприятия. Но эти предприятия требовали импортного сырья, а следствием Континентальной блокады стало нарушение торговых связей, поэтому отрасли, требовавшие импортного сырья, не могли развиваться. Внедрение машин в промышленность осуществлялось невысокими темпами, паровые машины не получили широкого распространения, преобладали гидравлические станки. Несмотря на увеличение числа централизованных мануфактур и фабрик, доминировала домашняя промышленность в виде раздаточной мануфактуры. Механизация ткацкой отрасли началась в 1803 г., объем производства тканей возрос по сравнению с дореволюционным в 4 раза. В 1805 г. появился станок Жаккарда для изготовления узорчатых шелковых тканей. В 1810 г. Ф. Жерар изобрел льнопрядильную машину. Текстильная отрасль занимала ведущее место среди отраслей добывающей промышленности. И тем не менее ремесленные и мануфактурные предприятия количественно преобладали. Одно из объяснений этого явления состоит в том, что значительное место во французской промышленности принадлежало изготовлению предметов роскоши, которое базировалось на ручном труде высококвалифицированных мастеров. Такой труд в тот период еще не могли заменить машины.
В металлургическом производстве началась плавка чугуна с использованием каменного угля, а через семь лет треть всего металла изготавливалась таким способом. Преобразования в промышленности интенсифицировались в 20-40-годы. Добыча каменного угля, составлявшая в 1816-1820 гг. в среднем менее 1 млн. тонн, возросла до 5 млн. тонн в 1847 г., а потребление угля росло даже еще более быстрыми темпами. Черная металлургия освоила процесс пудлингования и начала переход к коксовой плавке.