Достижения симфонического жанра едва ли не первыми дали повод к
теоретическому осознанию специфических выразительных возможностей
музыки в отражении самых сложных жизненных явлений. Название симфо-
низма в музыке потому получил метод обобщенного, философского, диа-
лектического художественного отражения реальности в музыке. Место
симфонии среди прочих жанров определяется ее способностью концентри-
ровать и нести в себе наиболее важные идеи, отражать те или иные измене-
ния, связанные с эволюцией музыкального искусства, а также художествен-
ной и духовной культуры в целом. В этом же суть симфонизма и как метода
мышления. С семантикой симфонии, с ее обязательной концепционностью
связывается в каждой конкретной историко-стилевой формации представ-
ление о симфонизме как о сфере «наивысшего напряжения сил». Иными
словами, симфонизм, будучи определенным методом мышления, использу-
ет весь тот комплекс языковых средств, структурных типов, принципов раз-
вития и формообразования, который способен на данном историческом эта-
пе обеспечить наиболее полное и обобщающее (концепционное) отражение
современной реальности.