Демидовы в трудные для России годы
В трудные для страны времена Демидовы неизменно приходили на помощь государству. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 г. Прокофий Акинфиевич ссудил производству на военные нужды 4 млн. рублей. Николай Никитич во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. построил на свои средства фрегат, а в 1812 г. содержал на свои средства до конца войны с французами полк солдат ("Демидовский полк"), участвовавший в Бородинском сражении. Строжайжую дисциплину на своих заводах Демидовы дополняли системой патернализма, призванной показать "отеческую заботу" заводовладельцев о своих крепостных людях. Заводовладельцы бесплатно предоставляли лес для постройки домов, земельные участки под покосы и пашню, снабжали провиантом по льготной цене и т. п. История Нижнего Тагила тесно связана с историей страны: тагильский металл был в штыках Суворова и Кутузова. „У англичан, - писал Н. Н. Демидов в 1818 году, - железо мерзкое, но они, имея способ делать оное дешевле, всюду делают нам подрыв".
На вершине горы Лисьей - сторожевая башня. Построена она в 1818 году и служила пожарной каланчой. На втором этаже, куда вела чугунная лестница, имелись сигнальные шары, фонари и бронзовый колокол. Ныне является архитектурной доминантой Нижнего Тагила.
В середине XVIII в. Демидовы первыми на Урале открыли в поселении своих заводов общеобразовательные школы, в 1808 г. основали в Нижнем Тагиле художественную школу, среди выпускников которой были известный уральские художники Худояровы. Больницы, открытые Демидовыми на заводах, были лучшими на Урале и не уступали Центральной России.
Для удовлетворения духовных потребностей на средства заводовладельцев воздвигались церкви, часовни, молельни. В XIX в. внуки и правнуки основателя династии Никиты Демидовы менее ревностно относились к его стремлению развивать и совершенствовать горнозаводскую промышленность, а некоторые из них, вследствие непроизводительных трат, слабого присмотра за заводами, общего спада а металлургии первой половины XIX в. расстроили свои финансовые дела и вынуждены были продать свои заводы. К середине XIX в. в руках Демидовых на Урале фактически остался лишь один Нижнетагильский округ с девятью заводами, находившийся в руках наследников Никиты Акинфиевича. Признанный "нераздельным владением", округ сначала принадлежал его сыну Николаю Никитичу (1773-1828), затем находился в "нераздельном пользовании" Павла Николаевича (1798-1840) и Анатолия Николаевича (1812-1870), от них перешел к Павлу Павловичу (1839-1885). Павел Павлович предпринял значительные усилия для перевода своих заводов на вольнонаемный труд, приспособления их к новым условиям рыночных отношений. Занимая пост председателя Общества для поощрения промышленности и торговли, он сыграл немалую роль в повороте в конце 70-80-х гг. XIX в. правительственной политики от фритредерства к протекционизму, покровительству и поддержке отечественной промышленности, усилению правительственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Правительственная поддержка в виде кредитов, заказов, льгот, покровительственных таможенных тарифов 1884-1887 и 1891 гг. и т. п. позволила уральской горнозаводской промышленности успешно преодолеть многие трудности. Павел Павлович пытался расширить свое хозяйство и в 1884 г. купил у Н. В. Всеволожского Луньевский округ с Александровским и Никитинским заводами. Наследниками Павла Павловича было создано семейное паевое Товарищество, в котором ведущее положение принадлежало Елиму Павловичу (1868-1943), статскому советнику, служившим в министерстве иностранных дел (перед революцией 1917 г. он был российским посланником в Афинах). В годы экономического кризиса 1900-1903 гг. и промышленной депрессии демидовское хозяйство потерпело значительные убытки, и вынуждено было взять большие кредиты в Госуд