Да, я помню, что литературных персонажей типировать нельзя. Но, во-первых, Жак Паганель - реальное лицо, во-вторых, этот персонаж с незначительными изменениями встречается во многих книгах Жюля Верна и поэтому его образ отшлифован :smd29:
В Инете мне не удалось найти картинку с ним, а вырывать страницу из любимой книжки, чтобы отсканировать, нехорошо. Поэтому сначала приведу описание внешности.
Это был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный, рот большой и выдающийся вперед подбородок. Глаза скрывались за огромными круглыми очками и имели какое-то неопределенное выражение, присущее обычно никталопам [никталопия - особенное свойство глаз видеть в темноте предметы лучше, чем при ярком свете]. Лицо у него было умное и веселое. В нем не было отталкивающего выражения, присущего чопорным людям, которые из принципа никогда не смеются, скрывая свое ничтожество под личиной серьезности. Отнюдь нет. Непринужденность, милая бесцеремонность незнакомца - все говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее. Хоть он еще не вымолвил ни слова, но видно было, что он говорун и очень рассеянный человек, вроде тех людей, которые смотрят и не замечают, слушают и не слышат. На нем была дорожная фуражка, бархатные коричневые панталоны, той же материи куртка с бесчисленными карманами, которые были туго набиты всевозможными записными книжками, блокнотами, бумажниками, одним словом, множеством ненужных обременительных
предметов; обут он был в грубые желтые ботинки и кожаные гетры. Через плечо у него болталась на ремне подзорная труба.
Характерно сочетание в Жаке Паганеле двух парадоксальных особенностей, как это отмечают его спутники: рассеянность, веселость и энциклопедические знания.
"... -но у вас
такая память, с которой можно выиграть целый артиллерийский музей".
Характерен, по моему мнению, эпизод в конце книги, когда Паганель, влюбившись в кузину майора, не решается жениться на ней, так как маорийцы подвергли его татуировке с ног до головы. Что это: болевая сенсорика или болевая этика? Не в пользу последнего говорит то, что в путешествии Паганель ведет себя свободно, не раздражается в ответ на уколы майора, с юмором выходит из "неловких" ситуаций, связанных с его рассеянностью; а вот когда он упал в кубрик, случайно выстрелив из пушки, и майор хотел осмотреть его (уже после возвращения из Новой Зеландии) Паганель не дает этого сделать - стесняется татуировки. Правда, вероятно, на его месте каждый бы стеснялся...