Геродот родился в городе Галикарнасе на юго-западе Малой Азии. Он принимал участие в борьбе с тиранической властью в своем городе и в результате вынужден был бежать из него. Он жил потом на острове Самос и много путешествовал. Геродот посетил, кроме материковой Греции и островов Эгейского моря, Вавилон, Финикию, Египет, Ливию, Италию и Сицилию, вероятно, побывал он и на побережье Черного моря. Долго жил он в Афинах. Здесь он сблизился с Периклом и входил в кружок ученых и деятелей культуры, который сформировался в Афинах под покровительством их правителя. Все эти путешествия, общение с лучшими умами Эллады, изучение документов позволили Геродоту приступить к созданию труда, который до сих пор читается и изучается во всем мире. Позже его труд условно назвали «Историей» и разделили на девять частей, названных по именам девяти муз — богинь — покровительниц культуры. Свою «Историю» он начал так: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом. По словам сведущих среди персов людей, виновниками раздоров между эллинами и варварами были финикиняне... Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе. В продолжение моего рассказа я опишу сходным образом как малые, так и великие города. Ведь много когда-то великих городов теперь стали малыми, а те, что в мое время были могущественными, прежде были ничтожными. А так как я знаю, что человеческое счастье изменчиво, то буду одинаково упоминать о судьбе тех и других». В объяснении причин, предпосылок и событий греко-персидских войн Геродот использует как характерные для мировоззрения греков — веру в предопределение и божественное вмешательство в дела людей, так и вполне рационалистические доводы, основанные на географических и исторических данных. Историк вырабатывает и свой стиль изложения, в котором соединяются документальность и художественность. В «Истории» Геродота собрано множество ценнейших сведений по истории и культуре народов древнего мира. Уже в древности развернулась острая борьба вокруг этого произведения по вопросу о достоверности его содержания. Многие греческие и римские писатели и историки последующего времени резко отрицательно высказывались о ценности труда Геродота, которого его почитатели уже тогда называли «отцом истории». Так, выпады и критика Геродота содержатся в трудах Фукидида, Плутарха, Аристотеля, Страбона и других. В средние века авторитет Геродота был велик, однако с XVIII в. усилилось критическое отношение к нему. Однако современные исследования, сопоставление данных Геродота с данными археологии и других наук показывают, что он обычно был точен в своих рассказах, а его древние оппоненты в своей критике допускали гораздо больше ошибок. Таким образом, Геродот вполне заслуженно носит титул «отца истории».