В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается
идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и
духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и
образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах
Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного
населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание
обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое
развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.
Существовали частные и государственные учебные заведения. На
структуре образования сказывались политические различия между полисами. В
признанном центре просвещения — Афинах —
с их демократическим республиканским строем оформилась следующая
система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим
поэтом и государственным деятелем Солоном.
В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени
сдавать экзамены, чтобы подтвердить своё право учить других. Занятия в
школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал
сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный
учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения,
которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились
соревнования в декламации и различных видах атлетики.
После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» — обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера,
музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с
дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне
начальных училищ — грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение
физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе — палестре.
Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но
афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых
погибли на поле боя, защищая Отечество.
Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет
совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика,
логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями
ведало государство, для них строились монументальные здания.
Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность
руководителя гимнасия, несмотря на то, что она была связана с большими
личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни
полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно
существовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасия можно было стать эфебом —
учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были
военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали
гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать
кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.
В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии
(городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и
болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала
система государственного школьного обучения, обязательная для каждого
спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и
мальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят,
начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился
прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными
элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы,
разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным
делом каждого спартанца.