С 7 лет всех мальчиков собирали вместе и делили на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состояли из илов, более мелких подразделений. В этих товариществах ровесники жили, спали и занимались вместе. Агелу возглавлял один из мальчиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называет агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. быть послушными гражданами, исполни-. елями воли властей. Обычные предметы начального обучения занимали минимум времени: «Спартанцы изучали грамоту только ради потребности жизни».
С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитывались, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бдительной опекой представителей старшего поколения, которых ученики беспрекословно слушались, считая их своими «отцами, учителями и наставниками». В этих государственных учреждениях подростков упражняли в военном искусстве, они участвовали в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью научить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить подростков к краткости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность».
Начиная с 14 лет ежегодно мальчики подвергались общественным испытаниям. Эти состязания — «агоны» — подразделялись на гимнастические, где юноши показывали успехи в физической подготовке, и мусические, прежде всего состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания были тесно связаны с военными упражнениями. По словам Плутарха, «в песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту».
Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом... в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым».
Формированию у молодых спартиатов качеств воина-рабовладельца служило такое государственное мероприятие, как криптия — военный поход молодежи, во время которого они наделялись правом тайного ночного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабощенного населения — илотов. (Плутарх считал криптии чрезмерно жестокими.) Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши-спартиаты становились полноправными гражданами.
В демократических Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиционное семейное воспитание. Оно было ориентировано на развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности.
По достижению 7-летнего возраста начинался этап школьного обучения. В состоятельных семьях забота о маленьких школьниках возлагалась на раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «детоводитель». Этот более или менее образованный домашний раб сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома, оказывая большое влияние на развитие его личности. В эллинистическое время из обычного раба педагог превратился в тип домашнего воспитателя. Афинские учебные учреждения — дидаскалейоны классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа начальных школ: мусические и гимнастические (палестры).
(Надеюсь, что это то)