"Повесть о капитане Копейкине" введена в поэму как вставной эпизод. С сюжетом связь: некоторые городские дамы предположили, что загадочный для них Чичиков - это капитан Копейкин. Эта "повесть" дала возможность Гоголю перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести тему героического 1812 года и в этой связи рассказать историю о судьбе героя войны, инвалида капитана, предъявить обвинение дворянской госудаственности. Капитан, потерявший на войне руку и ногу, ходил по конторам, просил о помощи-пенсии, а чиновные под разными предлогами отказывали ему.
Капитан Копейкин добивается встречи с самим министром, и тот оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают ждать и "наведываться на днях". И вот, когда терпению героя приходит конец, он приходит еще раз в комиссию с просьбой решить его вопрос, на что высокий начальник вразумляет разбушевавшегося Копейкина: "Не было ещё примера, чтобы у нас в России, приносивший, относительно так сказать, услуги отечеству, был оставлен без призрения". Вслед за этими совершенно пародийно звучащими словами следует наглый совет: "Ищите сами себе средств, старайтесь сами себе помочь". Копейкин поднимает "бунт" в присутствии всей комиссии, всех начальников, и его высылают из Петербурга на место жительства.
Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно- полицейской России, нарисованную в "Мертвых душах". Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность - вот мысль в произведении Гоголя.
"Повесть о капитане Копейкине" - это крик души Гоголя, это призыв к общечеловеческим ценностям, это суд над "мертвыми душами" помещиков, чиновников, высших властей, - над миром, полным равнодушия.