Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права.
Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ.
В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы.
Общефедеральные законы делятся на два вида — федеральные законы и федеральные конституционные законы.
Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы.
Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы.
К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ.
Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер.
Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, положения, уставы и т. д.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см. ст. 71 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ) . В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и актами субъектов РФ действует федеральный закон.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ