Картину «Керженец» Николай Ромодин
написал в 1946 году. Керженец – это река в Нижегородской области, которая течет
среди густых лесов. Туристы сплавляются по Керженцу, глядя на лесистые и
безлюдные берега, любуясь старообрядческими памятниками.
Но это сегодня деревни покинуты, а во
время написания пейзажа берега Керженца были
заселены старообрядцами. Художник использовал для «портрета» лесной реки
мрачноватые зеленые, иссиня-черные и фиолетовые тона, словно передавая
настроение послевоенных лет. Ведь 1946 год – первый год после войны, когда в
деревнях жилось особенно плохо, голодно.
Практически все полотно заполнено этой
рекой и темным лесом. Зритель, внимательно рассматривая водную рябь и
подтопленные горбатые деревья, даже не сразу замечает небо, виднеющееся из-за
вековых сосен, и лодку с двумя пассажирами, плывущую по реке.
Небо неожиданного цвета – желтое с примесью
тяжелого фиолетового. Используя фиолетовый цвет, славящийся таинственностью,
художник наверняка хотел подчеркнуть именно это – тайну первозданного, сурового
леса, которая неподвластна никому. А может быть, фиолет должен подчеркнуть
время года? Похоже, что Ромодин писал «Керженец» осенью, потому и вода темная,
и листья желтые, и небо мрачное, и люди, плывущие в лодке, оделись тепло,
спасаясь от промозглых осенних холодов. Люди прописаны невнятно настолько, что
ясно: с веслом стоит мужчина, а кто сидит – женщина? Мальчик? Девочка? И это
еще раз подтверждает мою мысль о том, что главное в картине – река и лес. Тяжелое
небо, мрачный лес, глубокая река будто
застыли и смотрят на людишек, которые, проплывая мимо обычным осенним днем,
даже не понимают, что плывут мимо вечности. Мимо вечной тайги, под вечным
небом, по вечному Керженцу.