«ОСЕНЬ»
Чтобы описать любимое время года – осень, А.С.Пушкин
использует такие средства выразительности, как эпитеты: последние листы,
осенний хлад, прощальная краса, редкий луч, промерзлый дол. Именно они помогают
поэту образно описать осенние приметы, придать выразительность поэтической речи. Метафоры (октябрь уж наступил, уж роща
отряхает, люблю я пышное природы увяданье/ В багрец и в золото одетые леса),
и олицетворения (дохнул осенних хлад,
лай собак будит уснувшие дубравы, играет на лице еще багровый цвет./ Она жива
еще сегодня, завтра нет.) придают речи эмоциональность, наглядно описывая
предметы и действия. А какую экспрессию придают пушкинские сравнения: но мне она мила,
читатель дорогой…так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечет; мне
нравится она …как, вероятно, вам чахоточная дева… , а усиливает экспрессивность
речи инверсия: мила…красою тихою, мглой
волнистою покрыты небеса.
Поэт в произведении обращается к своему
читателю (читатель дорогой), как бы пытаясь доверить ему свои сокровенные мысли,
поделиться теми чувствами, которые вызывает у него осень, восклицая: «Унылая
пора! очей очарованье!»
.
«ЗИМНЕЕ УТРО»
О зиме А.С.Пушкин уже в
произведении «Осень» говорил о том, что его «здоровью … полезен русской холод». В этом мы можем удостовериться и в
стихотворении «Зимнее утро», в котором поэт обращается к «другу прелестному», «другу
милому», используя для этих обращений инверсионный порядок слов. Эпитеты (день
чудесный, друг прелестный, прозрачный лес, янтарным блеском) красочно дополняют
описание и природы, и комнаты. А метафоры(На мутном небе мгла носилась; блестя
на солнце, снег лежит; вся комната янтарным блеском озарена), олицетворение(Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
) и сравнения (Луна, как бледное пятно; великолепными коврами…снег лежит) создают не только ёмкий образ природы, но и
наделяют её человеческими качествами. И поэта искренне радует, что « И ель
сквозь иней зеленеет,//И речка подо льдом блестит.» И многосоюзие подчеркивает
особую значительность каждого отделено союзом слова. И читателю передаются
чувства поэта, которому хочется вырваться из комнаты, пусть и озаренной
блеском, в которой «трещит затопленная печь», сесть на «нетерпеливого коня»,
чтобы навестить «поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег, милый…»