Чебоксары с самого начала застраивались (кроме территории кремля) беспланово, хаотично. Только в конце ХУIII - начале ХIХ веков застройка начинает приобретать плановый характер. Известно, что в 1773 году в огне пожара город сгорел полностью. Это натолкнуло центральные власти на разработку проекта застройки. Разработанный проект был утвержден собственноручно Екатериной II. Однако ни этот, ни более поздний план застройки (1829) не были претворены в жизнь. Об этом красноречиво сказано в отчете городничего за 1842 год. "Город Чебоксары, - пишет он, - имеет одну площадь, которая частично застроена обывательскими домами, а более лавками, не вошедшими в плановое положение. Улиц регулированных 2, а прочие все тесными переулками находятся не в плановом положении, коих 59". В городе имелось 6 мостов, на выгоне еще 2, 2 набережных переулка, 3 трактира (помещенные в частных домах). Общественных торговых рядов нет, имеется 73 лавки, из них 15 деревянных церковных, 2 каменных общественных, остальные 56 - частные. Общественных садов и рощ не имеется, выгон городской размером 717 дес. 547 саж.
В 1913 году в городе насчитывалось 56 улиц и 995 домовладений и огородных мест. Сокращение количества улиц произошло за счет объединения односторонних и ликвидации слобод. Так называемые слободы сливались и появились укрупненные улицы.
Доминировала одноэтажная застройка. Двухэтажных зданий было три десятка, среди них несколько каменных. В начале ХХ века почти все вновь возводимые двухэтажные здания строятся на каменном фундаменте. Появляются полукаменные дома и дома с мезонином или мансардой. Владельцами таких домов являлись купцы, чиновники и зажиточные мещане. Одноэтажные строения в подавляющем большинстве принадлежали бедной прослойке населения: мастеровым, отставным солдатам и крестьянам, хотя и среди них встречались и богатые и бедные.
Если по инвентаризационной ведомости 1884 года домовладения стоимостью свыше ста рублей - редкость, то по инвентаризационной оценке 1913 года таких домов уже немало. Есть со стоимостью 200, 300, 400 рублей. А такие здания, как родовой дом купцов Ефремовых, оценивался в 8000 рублей, дом младшего сына - Ф. П. Ефремова - 5000 рублей, дом Боне - 7000, дом Кушева - 2800, Хлебникова - 2800, Антонова - 2000, Бельского - 2000, дом Черкасова - 1200 рублей. И так далее. И конечно, было много домов стоимостью 5, 10, 15, 20 и 30 рублей. Встречаются даже трехрублевые. Эти домовладения находились в основном на окраинных улицах, в оврагах.
Обратимся к административной карте. Там, где у "гитары" крепится гриф, расположена столица республики: Шупашкар - Чебоксары. Первое название на чувашском, второе - на русском языках.
В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако как населенный пункт они существовали значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок, произведенных экспедицией профессора В.Ф. Каховского.
Толкований о чувашском названии столицы хватает. Но ни одно не может быть признано окончательным. Чтобы разговор был предметным, нужно бы иметь, если не письменные, то материальные свидетельства. К сожалению, этих свидетельств пока крайне недостаточно.
Намного определеннее обстоит дело с русским названием - Чебоксары: есть и письменный след, документальные подтверждения о возникновении города-крепости, да и сам город стоит на месте.
В 1555 году по пути в Казань архимандрит Гурий, исполняя волю царя Ивана Грозного, остановился на высоком берегу Волги возле чувашского городища. Предстояло выбрать место для постройки церкви Введения. Выбор места был удачным. Сюда стекались чуваши-язычники, чтобы поклониться своему божеству. Гурий распорядился разбить идола язычников и освятил место. Теперь волей-неволей чуваши должны были подходить к церкви и знакомиться с новой религией.
Такое предположение я услышал от В. А. Нестерова, автора книги <Населенные пункты Чувашской АССР>. Валериян Алексеевич - один из знатоков чувашской старины.
Первоначально церковь была полотняной, походной, временной. Затем ее срубили из бревен и только через сто лет собор был сложен из кирпича. Церкви строились на возвышенной местности, так что с колокольни одной просматривалась колокольня другой, соседней. Согласно сообщению кандидата исторических наук Л.Браславского, на территории нынешней Чувашии в ХIХ веке имелось 299 церквей и несколько десятков часовен.
Следом за собором предстояло выбрать место для монастыря. Архимандрит Гурий со своей свитой спустился еще ниже по стрелке к песчаной косе, туда, где Чебоксарка впадает в Волгу.
Территория стрелки с севера защищена Волгой, с востока и юга Чебоксаркой, а с запада глубоким оврагом - естественным защитным рвом. Этот овраг (позднее Пролетарский) шел параллельно улице Свердлова и каких-то на полста метров не доходил до волжского обрыва. Чтобы обезопасить Чебоксарский кремль в случае нападения внешних врагов, ров продлили до соединения с обрывом. Территория кремля, делового центра с монастырем и церквами, выглядела островком, окруженным водой и глубоким оврагом-рвом.