Особенности писательской позиции В. П. Крапивина — в его честности и
принципиальности в разговоре с читателем, особенно с мальчишками. Он,
как сказали учителя, сегодняшний Гайдар, который учит мальчишек быть
сильными, смелыми, бороться с несправедливостью и не поддаваться хамской
силе, которая в наше время ещё сильнее, чем была раньше, потому что
поддерживается взрослыми, показывающими сериал «Бригада» по телевидению и
живущими по этим принципам. Крапивин не смягчает ситуацию, не подгоняет
её под обязательный «хэппи энд» , показывает взрослых такими, какими их
видят реальные мальчишки в своей реальной жизни, но помогает им найти в
самих себе силы бороться со злом, доказывает необоримость добра,
приоритеты силы духа и воли над силой мышц.
Рассказ
«Путешественники не плачут» учит именно этому. Герой рассказа — самый
обычный мальчик, кажущийся скорее слабым, чем сильным. Вернее, он
кажется таким дяде Вите, который приводит племянника в компанию дворовых
мальчишек, чтобы те научили Володьку быть сильным в его понимании.
И
тут автор исподволь начинает учить читателя, незаметно и просто
рассказывая о правилах, по которым жили мальчишки. И употребляет слово
«неделикатность» , за которую чуть было не отвесил подзатыльник
любопытному Артуру старший брат, и говорит, что над прямым и честным
ответом нельзя смеяться и что «иногда вредно тратить много слов» .
А
потом автор показывает ситуацию, наверное, знакомую всем мальчишкам, да
и девчонкам тоже, увековеченную Э. Н. Успенским в образе кота
Матроскина, когда главному герою предложили взять домой беспризорного
пса. Пёс этот, по имени Гермес, изображён Крапивиным так, что я
вспомнила своё детство и своих дочерей, которые приносили домой то
помойную кошку, то собаку, найденную около пединститута. Да и мы с мужем
однажды вместо сахара для варенья купили (!) у дядьки около магазина
пса, странную смесь болонки и шпица, который долго жил в нашем доме и
был, как потом выяснилось, настоящим хранителем домашнего очага. Пёс
Гермес глядел «светло-коричневыми лукавыми глазами» , «улыбался розовой
пастью» , а когда Володька вздумал его помыть, «тихо выл от ужаса, но
терпел» . Автор рисует пса так, что мы, дочитав рассказ до конца,
ненавидим его убийцу — разумного и страшного дядю Витю. (Вспомните с
ребятами: «Я ненавижу Тарасова...» , верните их к той боли, ощущению зла
и несправедливости и мужественному поступку того мальчика, хотя он
просто высказывает своё отношению к произошедшему. Но иногда и слова —
это поступок. )
И тогда Володька совершает мужской поступок: он
не может наказать или что-то объяснить этим взрослым людям, не может,
как тот мальчик, выгнать их — и уходит от них сам, уходит в ночь, в лес,
который становится роднее, чем они. Он знает, что впереди будет дорога и
попутный грузовик домчит его до стройки, до ЛЮДЕЙ. Это поступок
сильного человека, который не примиряется со злом, хотя и не может его
побороть. Что ж, честно говорит своему читателю автор, бывает и так.