В «многоводном» потоке русской литературы XIX века, щедро одарившей
человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит
моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву, о творчестве которого Тургенев
отозвался так: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым
доказывает, что он не чувствует поэзии».
Написав свое первое стихотворение в одиннадцать лет, пройдя
школу русского и западного романтизма, Тютчев перенял многое из его
философских идей, став крупнейшим представителем русской философской
лирики. Поэзия Тютчева — это, прежде всего, самое полное выражение
внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного
противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и пережитое
облекалось поэтом в художественные образы и поднималось на высоту
философского обобщения. Удивительно, что, пребывая более 20 лет за
пределами России, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь
преимущественно по-немецки, он не только сохранил любовь к родному
языку, но и создал подлинные шедевры поэтического искусства.
Перелистывая сборник стихов Тютчева, задерживаю свой взгляд на
стихотворениях о природе, перечитываю «Весеннюю прозу». В каждой строфе
звучит праздничная музыка весны: «Первый гром грохочет», «гремят
раскаты», «все вторит... громам», «птичий гам». Создается впечатление
веселья в природе, игры, забав: «Резвяся и играя», грохочет гром, гром
«весенний, первый», ему все вторит весело. Празднество, развернувшееся в
высоком «небе голубом», коснулось гор, лесов, птиц, горных потоков,
пролило «громокипящий кубок» на землю, омыло дождем и озолотило
солнечными нитями лес. Вот так он видит, чувствует и воспевает природу,
ее весеннюю красоту и величие. А вот строки о море:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чем это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы,
ликование ее и людей взаимосвязаны. Тончайший мастер вдохновенных
стихов, рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и
вековечных вопросах человеческого бытия.
Идея глубокой связи человека и природы пронизывает всю лирику
Тютчева. Он решительно выступает против тех, для кого природа лишь
«слепок» и «бездушный лик», лишенный внутренней жизни, кто не способен
откликаться на зов матери-земли, кто остается глух и к зову
человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать,
любить.
Для Тютчева природа — такое же одушевленное, разумное существо, как и человек:
В нем есть душа,
В нем есть свобода,
В нем есть любовь,
В нем есть язык.
Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и
скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и
загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в
отношениях между нею и человеком.
С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой.
Столетье за столетьем пронес лося:
Никто еще не разрешил вопроса.