Тема «маленького человека» в «Шинели» поднимается Гоголем неслучайно. Типизация героев – один из основных признаков реалистического метода творчества, а образ «маленького человека» стал традиционным для русского реализма. Его создателем по праву считается Александр Пушкин (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»). Оба автора даже в самом прозаическом персонаже видят скрытые сокровища души. Любовь, самоотречение или преданность идеалу «маленькие люди» не выпячивают на всеобщее обозрение, а хранят глубоко в сердце. Этого близорукое общество не видит, явно пренебрегая ими, считая ничтожествами тех, кто на самом деле на голову выше остальных.Конфликт в повести Гоголя «Шинель» — большая трагедия маленького человека, у которого отняли единственную ценность. Но главная проблема состоит в том, что никто не сочувствует герою, он не находит поддержки у окружения. Его беду лишь усугубляют равнодушие или насмешки. С одной стороны, автор протестует против мира, который превращает человека в Акакия Акакиевича, нашедшего смысл жизни в вещи. Он резко критикует тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками». Таких забитых и сломленных людей вообще не должно быть. С другой стороны, Гоголь – реалист, он понимает, что они есть и будут, поэтому призывает хотя бы обратить внимание на несчастных Башмачкиных, не допустить трагической развязки их судьбы.
Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем. Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника. Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.
Проходя через испытания, человеческий дух закаляется. Так и Башмачкин становится сильнее, в голове появляются смелые мысли и далеко идущие планы: «не положить ли куницу на воротник?». День обретения шинели стал для героя настоящим праздником раскрепощения. Привычный рутинный ход его жизни, наконец, нарушился: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Потом он направился на своеобразную вечеринку по случаю обновки и выпил целых два бокала шампанского. Но вся ирония автора уступает место негодованию, когда у героя отнимают его достояние. Страдания, испытанные Башмачкиным после утраты шинели, сравнимы со скорбью о смерти любимого человека. Акакий Акакиевич ищет защиты у государства, однако его просьба лишь разгневала «значительное лицо». Большая трагедия заключена в том, что мир равнодушен к горю маленького человека. Шинель грела и берегла героя, а люди только издевались над ним или не обращали своего драгоценного внимания на его судьбу. Холодный Петербургский климат ассоциируется с атмосферой в коллективе, где даже горячее сердце спустя время либо покрывается инеем, либо перестает биться.