Говоря об изображенном им губернском городе в первой части поэмы, Гоголь так определил основную идею, выраженную
в обобщенных художественных образах: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни,
перешедшие пределы, как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени...» . Более того,
Гоголь стремился, по его словам, показать «как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не
говорящею смертью»
Язвительно дано описание бала у губернатора, на котором, словно на выставке, показан «цвет» провинциального общества,
с «блистающей гирляндою дам» «просто приятных» и «приятных во всех отношениях» . Гоголь жестоко высмеивает эту
блистающую пошлость, эту фальшивую видимость благополучия, прикрывающие отвратительный и страшный облик
крепостнического общества.
Фальшь, показное радушие прикрывают звериные, хищнические нравы, духовное убожество и маразм, хамство и
корыстолюбие этих с виду добродушных представителей дворянского и чиновничьего общества. Все представители этого
чиновнического аппарата сверху донизу выступают как гнусные и алчные хищники. Таков чиновник губернской канцелярии
Иван Антонович «кувшинное рыло» — законченный и типический образ наглого взяточника и вымогателя.
Тунеядцем, «небокоптителем» является приторно сладкий Манилов, предающийся нелепым и бесплодным мечтаниям.
Бесцельное прожектерство,
сентиментальное мечтательство Манилова являлись выражением той праздности, того экономического и духовного
паразитизма, который порождался крепостническим строем.
В противоположность Манилову, Ноздрев задорен, активен, напорист. Однако его бестолковая энергия так же бесцельна и
бессмысленна, как и жадное стяжательство Плюшкина. Ноздрев не признает никаких принципов человеческого общежития:
он шулер, лжец, мошенник, демагог, он беспринципен и подл, нагл и труслив одновременно, однако все это не спасает его
от разорения.
Коробочку отличает прежде всего ее крепкая собственническая хватка. Ее мелочная бережливость и скопидомство хотя и
не перешли еще в такую болезненно-патологическую скупость, как у Плюшкина, но в сущности выражают то же духовное
уродство человека, охваченного жаждой наживы, тупым эгоистическим стремлением собственника.
Грубость и бесцеремонность Собакевича, его мертвая хватка собственника, его кулацкая жадность и ненависть ко всякому
прогрессу и просвещению делают из него законченного тупого и жестокого реакционера, упрямо держащегося за старину и
цинично грабящего и надувающего всех, кто имеет несчастье от него зависеть.
Последним представителем этой галереи «мертвых душ» является Плюшкин, стоящий на самой низкой ступени
человеческого падения. Страсть к стяжательству привела Плюшкина к полной утрате человеческого облика. Даже по своей
внешности Плюшкин представляет чудовищную карикатуру на человека.
В подчеркнутой заостренности этого образа Гоголь с особенной силой показывает загнивание и распад феодально-
крепостнического строя. Образ Плюшкина вырастает в отвратительный символ дворянского разложения, оскудения и
распада крепостнического хозяйства, духовного и морального вырождения поместного общества.
Особое место в поэме занимает главный герой ее — Чичиков. Он является как бы воплощением всей той пошлости,
хищничества, нравственной пустоты, цинизма, угодливости и всех прочих отвратительных качеств, которые создавались и
культивировались всем строем помещичье-крепостнического общества того времени. В лице Чичикова Гоголь показал
«приобретателя» нового типа, «рыцаря копейки» , лицемерного и опасного хищника, порожденного переходным временем,
когда старые патриархальные методы ограбления и наживы сменялись новыми, более гибкими. Ловкий и наглый аферист
Чичиков проникнут духом карьеризма и спекуляции, сохраняя в то же время всю благовидную внешность чиновничье-
дворянской среды, которая его породила.