По мнению писателя, погубившие героя повести демоны явились не столько из дьявольского подземелья, сколько из тёмных бездн человеческих душ – душ, поражённых тяжёлым недугом. В мире всюду пороки: воровство, ложь, алчность, невежество, прелюбодеяние, пьянство.
В подтексте повести "Вий" настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее помолиться, пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему "совсем не страшно". Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет без Бога, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба, оказывается беспомощной. Знаменателен и финал повести: оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора. Этот финал можно назвать пророческим, если вспомнить советский период нашей истории.
Храмы разрушали, использовали как складские помещения, тюрьмы, кинотеатры, спортзалы: Напомню о судьбе Даниловского монастыря, где сначала был похоронен Н. В. Гоголь
Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, и вместо того, чтобы в церкви помолиться об упокоении его души, идут "поминать" несчастного товарища в кабак.