Вроде так
Несмотря на борьбу с казаками, правление Владислава IV было одним из самых благополучных в истории Речи Посполитой. Зато при Яне Казимире, пожалуй, самом ʼʼневезучемʼʼ короле во всей польской истории, разразился острейший внутри- и внешнеполитический кризис. Украина взбунтовалась, и казачьи полки под руководством Б. Хмельницкого нанесли ряд поражений польской армии. Шляхта взяла реванш под Берестечком в 1651 ᴦ., но война затянулась на долгие годы. Богдан Хмельницкий обратился за помощью к России, и та начала военные действия против Польши. В 1655 ᴦ. в войну вступила Швеция, и почти вся Польша оказалась залита шведским ʼʼпотопомʼʼ. Значительная часть магнатов, шляхты и армии перешла на сторону шведов. Слабостью Речи Посполитой попробовали воспользоваться еще два ее противника — Бранденбург и Трансильвания. Впервые встал вопрос о разделах Речи Посполитой, которая из субъекта международной политики стала превращаться в ее объект.
Государство и независимость были спасены почти что чудом. Подобно России в 1612—1613 гᴦ., широкое общенациональное движение помогло Яну Казимиру не только вернуть трон, но и восстановить многие утраченные позиции. Война со Швецией завершилась Оливским миром 1660 ᴦ., с Россией — Андрусовским перемирием 1667 ᴦ. и переходом части Украины под власть России. При этом победа далась очень дорогой ценой. Речь Посполитая вышла из потрясений середины XVII в. чрезвычайно ослабленной во всех отношениях — политическом, экономическом и демографическом. И несмотря на это, предпринятые в 1660-е гᴦ. попытки укрепить королевскую власть и государственные институты снова встретили сопротивление со стороны шляхты и магнатов, в очередной раз выступивших под знаменем ʼʼзолотых шляхетских вольностейʼʼ (рокош Любомирского) против даже очень несмелых попыток политических реформ.
После смерти Яна Собеского трон занял представитель саксонской династии Август II (1697-1733), при котором Польша потерпела сокрушительное поражение в Северной войне и после ее окончания попала в сферу политических влияний России. В ходе Северной войны часть польской шляхты избрала на королевский престол Станислава Лещинского, смещенного затем сторонниками Августа II и русской армией.
Во второй период правления Августа II и при его преемнике Августе III (1733—1763) в Речи Посполитой стали складываться Два политических лагеря, возглавляемых магнатскими семьями Чарторыйских и Потоцких. Первая группировка объединяла сторонников реформ и вошла в историю под названием ʼʼФамилияʼʼ. Вторая представляла интересы той части магнатерии и шляхты, которая стремилась сохранить в неприкосновенности политические и культурные устои Речи Посполитой.
XVII век — эпоха абсолютизма в истории европейских государств. В это же время рождались и принципиально новые модели политического устройства (Англия после революции 1640-х гᴦ. и Нидерланды). В некоторых странах продолжала господствовать политическая раздробленность (Германия и Италия), встречались и образцы ʼʼдворянских республикʼʼ (Трансильвания, Венеция). Речь Посполитая в данном отношении занимает совершенно особое место. Польская ʼʼшляхетская демократияʼʼ в конце XVI-XVII вв. постепенно перерождалась в магнатскую олигархию, которая, однако, была очень несхожа с олигархическими режимами других стран (Швеции, к примеру).
Господствующая тенденция состояла в прогрессирующем ослаблении королевской власти. Прерогативы короля растворяются в полномочиях сейма, сената͵ сеймиков, центрального и местного административного аппарата (канцлер, гетман, подскарбий, воеводы, старосты и каштеляны). Начало этому процессу положили в 1570-е гᴦ. Генриховы артикулы, институт сенаторов-резидентов, подписание ʼʼпакта конвентаʼʼ при вступлении на престол очередного монарха и создание коронного трибунала, который лишил короля права быть верховной апелляционной инстанцией в судебных спорах. Со временем было ограничено право короля производить нобилитацию, усилились контрольные функции сенаторов-резидентов, королевская гвардия подверглась сокращению, королю запрещалось без разрешения сейма выезжать за границу. Даже матримониальные дела королевской семьи были поставлены под сеймовый контроль.