Обряд крещения Руси. Чаще всего под этим термином подразумевают обряд крещения киевлян, который официальная история датирует 988 годом.
Предыстория
Отбыв в Херсонес (Корсун) для заключения брака с сестрой Византийских императоров Анной, Владимир Святославович и его дружина приняли христианство прямо там. Согласно летописи произошло это в купели одного из городских соборов, расположенном в самом сердце города, где собирался торговый люд.
При крещении киевский князь был наречен Василием, а его крестным отцом согласно существующему в те времена обычаю, стал один из императоров Византии.
После возвращение в Киев, как повествует летописец Нестор, князь, первым делом, начал уничтожать языческих идолов. Так, он велел сбросить с пьедестала статую Перуна, которого сам же некоторое время назад провозгласил верховным божеством славянского пантеона, бить его палками, а затем привязать к лошадиному хвосту, спустить к берегу Днепра и бросить в воду.
Все это было сделано не просто так. Князь преследовал цель дискредитировать языческих богов (показать, что они не могут постоять за себя и отомстить за оскорбление и унижение) в глазах соотечественников и психологически подготовить народ к переходу в другую веру.
В водах Почайны
После расправы над идолами языческих богов, Владимир отправил своих приближенных созывать весь народ киевский для совершения обряда крещения.
Самый знаковый и массовый обряд в рамках крещения Руси состоялся в водах у слияния Днепра и одного из его правых притоков – Почайны.
В назначенный день с раннего утра на берегу собрались практически все жители Киева – от мала до велика. Священники же, приехавшие вместе с царевной Анной из Царьграда и Корсуни, а также сам Владимир и его дружинники и приближенные, уже принявшие христианство, подготовились к этому ответственному событию заранее.
Утром они отслужили торжественную литургию, а затем крестным ходом, держа в руках хоругви и образа отправились к месту собрания киевлян.
Язычники, собравшиеся у подножия небольшой горы, которую впоследствии назовут Владимирской горкой, входили в воду, как свидетельствует летопись, по грудь, другие по шею. Многие держали на руках детей.
Священники начали читать молитвы. Над рекой разнесся запах ладана. Мало кто из собравшихся здесь понимал значение обряда, и практически никто не знал, как и что надо делать.
Сам Владимир наблюдал за всем происходящим с возвышенности.
Наконец, попы разрешили всем выходить из воды – обряд завершен. Все мокрые и все еще не до конца понимающие что произошло, расходятся по домам. Теперь все они – христиане и им предстоит учиться жить по новым законам и канонам, забыв всех своих прежних богов