В ХХ веке культура западного мира развивалась в условиях вполне
сложившегося буржуазного общества. Многие обществоведы определяют его
как индустриальное общество. Буржуазный менталитет включает в себя
индивидуализм, практицизм, стремление к успеху, рационализм. «Дух
капитализма» наряду с христианскими общечеловеческими гуманистическими
ценностями задавал такие характеристики культуры, как нацеленность на
постоянное обновление, динамичность, поддержку предприимчивости и
активности. В основном развитие западной культуры определялось
тенденциями, проявившимися в конце XIX и начале ХХ веков. Важнейшие из
них:
— в сфере хозяйственной культуры господство массового
индустриального производства, быстрое совершенствование технологий
материального производства на базе всё более широкого использования
научных открытий; повышение материального уровня жизни наёмных
работников массовых профессий; интеграция экономики, формирование
единого мирового хозяйства; во второй половине столетия новая тенденция
— развёртывание научно-технической революции и связанное с ним
изменение характера труда работников материального производства;
— в сфере физической культуры повышение уровня здоровья
населения, увеличение средней продолжительности жизни,
совершенствование медицины и систем здравоохранения;
— в сфере политической культуры демократизация и
либерализация, выразившиеся, в частности, в распаде колониальной
системы и крахе тоталитарных государств (фашистские режимы в Италии,
Германии, Испании, марксистско-ленинские режимы в СССР и странах
Восточной Европы); сближение национальных государств в Евросоюзе;
— в сфере правовой культуры демократизация и гуманизация;
— в сфере религиозной культуры своеобразная рационализация
христианских церквей и конфессий (особенно католицизма); медленное
сближение мировых религий и различных церквей (экуменизм); растущее
понимание отсутствия антагонизма между религией и наукой;
— в сфере научной культуры стремительное проникновение в
новые и новые глубины строения вещества; овладение законами живой
материи, информации; повышение системности знания (например,
формирование экологии, осознание и поиски решения глобальных проблем);
накопление знаний и поиск закономерностей в обществознании (социальных
науках); усиливающееся в среде учёных и людей с высоким
естественнонаучным образованием понимание необходимости религии,
взаимодополнительного характера религии и науки;