На картине Караваджо изображен
библейский сюжет. Святому Семейству пришлось срочно бежать в Египет, т.к. царь
Ирод по-своему истолковал предсказание о рождении Нового Царя и, опасаясь за
свой трон, велел вырезать всех младенцев – мальчиков до трех лет.
Но пейзаж не передает никакой тревоги. В
нем разлито умиротворение и спокойствие. Судьба Семейства вверена Богу, его
Ангел ведет их.
Пейзаж гармоничен. Охряные, зеленоватые,
серебристые тона общие для всей картины – и для персонажей и для пейзажа.
На первом плане – тщательно выписанные
детали: вода, камыши, листья. Есть в пейзаже намеки и ассоциации. Дуб, под которым
расположилось семейство…. Не аналогия ли это Маврикийского дуба, под которым
Авраам принимал Бога? А четкий трилистник на первом плане? Не тот же символ Троицы? И протекающая речущка… Не в такой ли Иоанн-предтеча будет
крестить подросшего Христа? Но дальние
детали в дымке воздуха и света.. Т.е.будущее скрыто. Сейчас - отдых
Картина воспринимается как идиллия. Нет
движения воздуха, изгибы дубовых веток склоняются к Младенцу, повторяя линии
фигуры Богоматери, передавая зрителю ощущения нежности и покоя. Покой внушает и
рассеянный свет, и светлое пятно на глади воды, и отсутствие контрастных
цветовых пятен в глубине.
Художник передает библейский сюжет так,
что не чувствуешь разницы между реальным и божественным. И реалистичный, простой и довольно скупой
пейзаж помогает этому восприятию.