Тургенев видел в Базарове лицо "трагическое", прежде всего потому, что время Базаровых не пришло. Точка зрения автора слышна в горьких словах Базарова, которые он произносит перед смертью: "Я нужен России… Нет, видно не нужен". Автор сам не мог представить, как будет действовать его герой. Писарев так объясняет это: "Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает". Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, подвига; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Тургенев завершил судьбу Евгения смертью, но на этом роман не заканчивается. Автор завершает роман эпилогом, в котором рассказывает о том, как сложились судьбы героев романа после смерти Базарова. И мы видим, что все (за исключением стариков-родителей и доброй Кати, которая иногда вспоминает Евгения) продолжают жить так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Этим Тургенев показывает, что Евгений ничего не достиг в этой жизни, ничем не запомнился окружающим, а наоборот быстро был забыт. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова: Толпой над миром мы пройдем без шума и следа. Ни бросившим векам, ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. В этом отражается неверие автора в то, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но то, какой любовью к своему герою проникнуты последние строки романа, свидетельствует о нравственной силе Базарова и его большого общественного значения. Тургенев писал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели". Эпилог помогает понять смысл романа. В эпилоге автор описывает могилу Базарова и говорит, что цветы на могиле "говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной… ". Скорее всего, Тургенев имел в виду то, что споры "отцов и детей" вечны. Именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь.