Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные. Однако можно выделить основные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, свободы, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви. Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие. Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема свободы. Она является определяющей во всей его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода — это его муза, его идеал. Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда — противоположность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворении «Узник», на мой взгляд, следует трактовать широко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности. Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно. Еще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночества придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в стихотворении «На севере диком» одиночество трагично, безысходно. Оно воплощено в образах сосны и пальмы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лермонтов часто использует и прием противопоставления. В стихотворении «Тучи», написанном перед отъездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которому его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лермонтова — «Парус». Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.