Теперь приведем мнение каждого порознь, начиная с Марцеллина. Следует
отметить, что Марцеллин в IV в. написал большое сочинение – «Rerum
gestarum libri XXXI» (от Нервы
до смерти Валента), – из которого до нас дошли последние 18 книг,
охватывающие 353–378 гг. Трудами Марцеллина, знавшего о гуннах только по
слухам, пользуется и Иордан; но он не все заимствовал у
Марцеллина; часто он приводит и легендарные сведения. Вот место, где он
говорит о племенах гуннов: «В домах гунны живут только в крайнем случае
а все время проводят в разъездах по горам и долинам и с детства
привыкают переносить голод и холод. Одеваются они в грубые холщовые
рубахи и носят на голове шапку с висячими ушами. Жены следуют за ними в
телегах, ткут грубую ткань и кормят детей. Никто из них не пашет земли,
потому что они постоянных жилищ не имеют, а живут как бродяги, без
всякого закона. Если вы спросите гунна, откуда он, где его родина – не
получите ответа. Он не знает, где родился, где вырос. С ними нельзя
заключать договоров, потому что они, подобно бессмысленным животным, не
знают, что – правда, а что – неправда. Но они неудержимо и яростно
стремятся достичь того, чего хотят, хотя часто переменяют свои желания».
Здесь племена гуннов охарактеризованы достаточно ясно. Ни один
греческий или римский историк не писал ничего подобного, к примеру, о
славянах.
Подробнее говорит Иордан в главах 24 и 34–41. Он говорит верно, пока
цитирует Марцеллина; когда же сообщает от себя, то часто смешивает
истину с басней, хотя и ссылается на Орозия и Приска. Вот как у него
начинается 24 глава: «Пятый готский царь Вилимер осудил некоторых
подозрительных женщин и выгнал их из земли скифов далее на восток в
степи. Нечистые духи, встретив их, сочетались с ними, от чего и
произошел этот варварское племя гуннов. Сперва они жили в болотах. Это
были низенькие, грязные гнусные люди; ни единый звук их голоса не
напоминал человеческой речи. Эти-то гунны подступили к готским
границам». Это место важно в том отношении, что показывает ужас, какой
наводили гунны на современников; никто не мог появление их приписать
чему другому, как порождению демонов.
Гунны
Рассказывая историю гуннских племён, Иордан приводит следующее место
из Приска, писателя начала V в.: «Гунны жили по ту сторону Меотийских
болот (Азовского моря) – в нынешней Кубани. Они имели опытность только в
охоте и ни в чем больше; когда же разрослись в большой народ, то стали
заниматься грабежом и беспокоить другие народы. Однажды гуннские
охотники, преследуя добычу, встретили лань, которая вошла в болота.
Следом за ней пошли и охотники. Лань то бежала, то останавливалась.
Наконец, следуя за ланью, охотники переходят болота, которые прежде
считались непроходимыми, и достигают Скифии. Лань исчезла. Думаю, что
это сделали те же демоны», – добродушно заключает Иордан. Не подозревая
существования другого мира по ту сторону Меотиды, суеверные гунны, при
виде новой земли, приписали все эти обстоятельства указанию свыше.
Торопливо они возвращаются назад, восхваляют Скифию и убеждают своё
племя переселиться туда. Гунны той же дорогой спешат в Скифию. Все
встречающиеся скифы были принесены в жертву Победе, а остальных в
короткое время они покорили своей власти. Пройдя с огнем и копьем, гунны
покорили аланов, которые не уступали им в военном искусстве, но были
выше по своей культуре; они измучили их в сражениях.
.