Увиденную у москвичей, бытовую сцену гадания он оживил поэтическим чувством. При этом художник не увлекся одними лишь подробностями обряда святочного гадания и особенностями народной одежды.
Изображая Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой испуганно ожидающий взор, Брюллов создал живой и впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей непосредственностью и правдивостью.
Правда, крестьянская девушка, воссозданная Брюлловым, лишена одухотворенности образов Венецианова. Но в творчестве Брюллова ее изображение сыграло определенную положительную роль.
«Гадающая Светлана» вызвала живой отклик в Москве. 0 впечатлении, произведенном картиной Брюллова, говорили напечатанные князем П.И.Шаликовым в «Московских ведомостях» стихи:
«Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом».
В свойственном ему выспреннем тоне Шаликов писал:
Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто, творческим господствуя искусством
Бездушное вдруг наделяет всем —
Сиянием и красотой, и чувством
Как-то так)