Анализ стихотворения А. А. Фета "Я тебе ничего не скажу"
1. Тема.
Тема стихотворения - описание чувств лирического героя, которые не выражены словами. У романтиков часто встречалась мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Романтики не доверяли языку слов как средству выражения эмоций. Свои чувства они прятали в глубине души.
2. Основная мысль, настроение.
Основная мысль стихотворения - доказать свои высокие чувства, не облечённые в слова. "Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть" - дважды повторяет автор основную мысль. Настроение - печальное, тревожное, как и трепетная душа поэта.
3. Образы.
Действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и "содроганьями". В последней же строке второй строфы стихотворения Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его "сердце цветет", словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта. Отдельным поэтическим образом является грудь лирического героя с больной и усталой душой, с глубокими чувствами и эмоциями.
4. Композиция.
Это стихотворение представляет собой три строфы с очень точной рифмовкой
. Особенностью построения есть то, что автор делает своеобразное окаймление в начале и в конце стихотворения, чтобы подчеркнуть главную мысль:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть.
Он дрожит, и неясно, что является причиной этому, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет его начало: "Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу".
5. Средства художественной выразительности.
"Молча твердить" -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. "Спят цветы", "сердце цветёт" - метафоры.
Его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот единство человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом.
Это стихотворение очень мелодично. Этому способствует анафора с союзом и. Оно положено на музыку Чайковским, по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем».