Первые послевоенные годы для СССР были сложными и противоречивыми. Это было время апогея культа личности И.В.Сталина и вместе с тем более четко обозначившегося кризиса административно-командной системы, режима тоталитарной власти, самой сталинской модели социализма. И наряду с этим – годы массового подвига советских людей, сумевших восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить села и города. Это время крупных достижений отечественной науки и техники, в т.ч. в решении атомной проблемы для укрепления обороноспособности страны и в мирных целях. Несмотря на предпринимавшиеся меры по повышению благосостояния людей, народ все еще испытывал трудности с жильем, продовольствием, промышленными товарами. Но наиболее принципиальное, что характеризовало переход от войны к миру, – это нараставшее противоречие между изменившимся обществом, прошедшим проверку на стойкость и жизнеспособность в жесточайшей войне с фашизмом, и прежними административными, приказными методами партийно-государственного руководства. Созданная И.В.Сталиным еще в конце 1920 – начале 1930-х гг. система неуклонно воспроизводила и укрепляла его культ, деспотическое единовластие, что не могло не вести к прогрессирующим деформациям социализма во всех областях – в экономике, политике, социальной и духовной сферах, общественной психологии.
Война и временная оккупация части территории СССР нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству страны: было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. чел. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили и вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. коз, овец, свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась 1/3 своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни около 27 млн. чел., оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.
К концу 1945 г. из армии к мирной жизни вернулись более 3 млн. солдат и офицеров. Повсеместно действовали комиссии по приему их на работу, предоставлению материальной помощи, льгот при поступлении в учебные заведения, в строительстве и восстановлении жилья. Из немецкого плена возвратились более 5 млн. чел., в т. ч. 0,5 млн. детей. Репатриация советских граждан в обстановке подозрительности, культивируемой сталинским режимом, обернулась для многих новыми трагическими потрясениями. Обвиненные в измене Родине, они оказались в специальных проверочно-фильтрационных лагерях и вместе с немецкими и японскими военнопленными возводили промышленные объекты первых послевоенных лет (Куйбышевскую ГЭС, Волго-Донской канал, транссеверную железнодорожную магистраль Салехард – Игарка и др.). Оставшиеся на свободе имели сложности с пропиской, трудоустройством, получением жилья и материальной помощи. На положении изгоев находились и народы, репрессированные, согнанные с родных мест во время войны.
С такими разрушениями и потерями Советский Союз закончил войну, при этом его экономика характеризовалась усиленной милитаризацией с запущенными отраслями гражданского производства и сельским хозяйством, изношенными производственными фондами, жестким централизованным снабжением и разрушенной социальной инфраструктурой. Кроме того, руководство страны согласилось на некоторые ограничения волюнтаристской практики, ослабив государственный контроль над различными формами свободного рынка и поощряя мелкотоварное производство.
Успешное восстановление экономики после войны зависело от решения трех основных задач: собственно реконструкции (восстановления разрушенного), реконверсии (перевода военного производства на выпуск гражданской продукции), оздоровления финансовой ситуации (денежная реформа 1947 г.).