Владимир Федорович Стожаров — русский художник середины XX века, обладающий легко узнаваемым, но при этом неповторимым авторским стилем. Ещё в детстве он побывал не только в разных городах России, но и в забытых богом деревнях, сохранивших первобытный колорит и познакомивших мальчика с изделиями народных ремесел. После окончания института Стожаров продолжает путешествовать по родине, всё сильнее и сильнее влюбляясь в суровую красоту русской природы и сельского уклада жизни. В своём творчестве живописец постарался передать всю гамму эмоций и тепла, исходящего от неподдельной искренности деревенского быта. Лучше всего своеобразие таланта Владимира Федоровича раскрывается в его натюрмортах, где он не просто воссоздает натуру, но и воспевает крестьянскую народную жизнь. Картина «Чай с калачами» не стала исключением.
При взгляде на натюрморт возникает очень светлое ощущение радушия и приветливости: стол уже заботливо накрыт хозяевами и не хватает только запоздалых гостей, чтобы начать чаепитие. На полотне мы видим сразу два исконно русских предмета, которые можно было найти в каждом доме: самовар и жостовский поднос. Искрящийся золотистой латунью самовар — главный атрибут семейного застолья тех времен, находится в центре композиции. Сверху на нем укреплен маленький чайник с заваркой, чтобы сохранить температуру на протяжении всего вечера. На заднем плане к бревенчатой стене прислонен поднос, выполненный в черном цвете с традиционным растительным орнаментом из крупных красных цветов и зелени. На столе, слева от самовара, расположена миска с сахарными калачами, так реалистично прорисованными, что у зрителей не остается сомнений в их лакомом вкусе. Не только калачи поданы к чаю: художник изобразил здесь и целую связку баранок — сладостей на всех хватит!
Что касается цветового решения картины, то краски, сообразно авторскому стилю Стожарова, замешаны густо и сочно: здесь присутствуют красные полыхающие тона, золотистые, коричневые, которые контрастируют с холодными синим и черным, что придает полотну особую яркость и насыщенность. Из-за густого слоя краски поверхность картины становится шероховатой, что как будто перекликается с грубоватой прелестью предметов, на ней изображенных.
«Чай с калачами» по праву занимает свое место в коллекции шедевров русской живописи, не только реалистично изображая простой и знакомый крестьянский быт, но и одаривая зрителей самым светлым и добрым настроением.