(1)Я чувствовал, что лесу совсем (не)до меня сейчас, когда каждый голый побег, нагая осина и каждый лист на тропе по_своему входят в эту великую бе(з/с)конечную жизнь, несут ей свою посильную лепту.
(2)В и(з/с)гибах тропы стояли мелкие лужи. (3)Бородавчатые жабы, величиной с кулак, не ловко выползали из них. (4)Заслышав шорох шагов, жабы пригибались и замирали, поглядывали жёлтыми заворожё(н/нн)ыми глазами.
(5)Я был чуже_родным телом в этом лесу и всё острее чувствовал, как лес (не)замечает меня, обидно и спокойно. (6)Где_то сейчас движется сок, корни пьют снеговую влагу; где_то ра(з/с)крываются жёлтые подснежники; бродят лоси, хрупко обкусывая осиновые побеги; болбочут тетерева по (не)просохшим полянам; и сизо_мрачный глухарь, гуляя по суку высокой сероствольной листве(н/нн)ицы, скрипит, подставив бронзовую грудь тёплому свету заката.
(7)Никому нет дела до меня. (8)А мне так хочется войти в простую и мудрую лесную жизнь — знать, о чём закричали нарядные бело_брюхие гоголи, с треском слетевшие со снеговой мочажины, и что знают синие меду(н/нн)ицы, там и сям цветущие над бе(з/с)жизненным дёрном. (9)И я остановился, прислушался, тая дыхание, к гулкому перестуку сердца, — казалось, вот_вот произойдёт что_то и я пойму вдруг каждый лесной звук так же обыкновенно и просто, как понимают волк, глухарь или тот крапчатый дрозд_белобровик, что по_прежнему монотонно и торжественно повторяет свою вечернюю гамму…
(10)Но лес оставался тем же простым и загадочным. (11)И, подняв суму, накинув ремни на ноющие плечи, я зашуршал по склону, спускаясь в лог.
(12)Он чернел под горой непролазным ельником, вперемежку с пихтами и белыми мазками берёз. (13)В летнее время здесь едва струился ключевой ручеек, который перешагнёшь (не)глядя в любом месте. (14)Зато теперь на теклину было страшно смотреть. (15)Широкий поток талой воды лизал стволы елей, шумел и клокотал между ними, крутил воронки бешенной пены и нёсся в прогалах стволов, как настёганный. (16)Ели стояли по пояс в воде, опустив в поток нижние ветви.
(17)Во что бы то ни стало мне нужно было перебраться на другую сторону — там продолжалась тропа.
(18)Я попробовал перейти логовину вброд. (19)Ступил осторожно, осязая под сапогом скользкий лёд, — и словно холодные руки водя(н/нн)ого (з/с)давили голенища. (20)Дальше было глубже… (По Н. Никонову*)
1. Определите, какое из утверждений НЕ соответствует содержанию текста:
1) Весенний лес наполнен кипучей жизнью.
2) Лес не открыл человеку свои тайны. 3) Человек слился с жизнью природы.
4) При виде талой воды человеку страшно.
2. Укажите стиль текста:
1) художественный
2) научный 3) разговорный
4) публицистический
3. Определите, какое прилагательное в тексте употреблено в переносном значении:
1) бородавчатые (предложение 3)
2) снеговую (предложение 6)
3) бронзовую (предложение 6) 4) ключевой (предложение 13)
5) скользкий (предложение 19)
4. Найдите среди предложений 12–16 предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом:
1) предложение 12
2) предложение 13
3) предложение 14 4) предложение 15
5) предложение 16
5. Укажите название науки, которой занимался А.А. Зализняк, изучая берестяные грамоты:
1) типология
2) иранистика
3) индоевропеистика 4) новгородистика
5) германистика