Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине» , заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого.
Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте.
Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.
Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэли совсем не похоже на отношение Ленского. На дуэли Ленский убит… Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть и ненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этого общества и общественных «правил» он не может.
Онегин мстит Ленскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд» , который так ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игру и дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем. Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как в отношении Ольги (любовная измена) , так и в отношении Евгения (измена дружбе) . За вызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя, что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.