А) Проводник между и – изолированный, так что:
Складываем:
Ёмкость на нижней ветке:
Энергия, аккумулированная на нижней ветке:
На верхней:
Во всей цепи:
мДж ;
б) Верхняя половина второго конденсатора имеет половину его полной ёмкости. Нижняя половина второго конденсатора имеет половину ёмкости исходного, умноженную на диэлектрическую проницаемость. Итого обновлённая ёмкость второго конденсатора будет:
C_2 \ ; " alt=" C_2' = \frac{C_2}{2} + \frac{C_2}{2} \varepsilon = \frac{ 1 + \varepsilon }{2} C_2 > C_2 \ ; " align="absmiddle" class="latex-formula">
Короче говоря, ёмкость второго конденсатора увеличится, он наэлектризует, поляризует и втянет в себя масло, совершив работу. Так что второй конденсатор начнёт втягивать в себя и заряд по правому концу нижней ветки. Противоположный заряд перетечёт и по изолированному проводнику нижней ветки от первого ко второму конденсатору. И такой же заряд перетечёт и по левой стороне цепи между третьим и первым конденсатором. Из-за этого изменятся и напряжения на конденсаторах, а напряжения верхней и нижней ветки, в конечном счете, должны быть одинаковыми.
Из-за увеличения ёмкости второго конденсатора, увеличится и ёмкость всей нижней ветки. Обновлённая ёмкость нижней ветки будет:
Однако суммарный заряд на точках исходного подключения останется прежним, именно он будет определять конечное напряжение. Заряд до погружения в масло можно посчитать, как:
Заряд после погружения в масло можно посчитать, как:
А поскольку заряд сохраняется, то:
В .