В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Каждый здесь ведет себя по-разному. Молодая женщина в богатой одежде заламывает руки от горя и безысходности, в ее одежду уткнулся ребенок — мальчик лет пяти. Старуха в бессилии опустилась на землю, рядом с ней девочка лет четырех в красном платке, кричащая что-то невразумительное. Другая молодая женщина закрыла лицо руками.
Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя.
Сам Петр, изображенный в стороне, также напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящем и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту.
На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого.