Зачем нужна география?
Затем, что и природоохранная деятельность человека также вплотную связана с географией и по большому счету культура ее ведения формируется при изучении природоведения с простых фенологических наблюдений за погодой. Только на этой базе он может сложить в своем сознании представление о том, что делает метеоролог, из чего складывается погода, как определяют силу ветра, облачность.
На наш взгляд, незнание географии - это показатель идеального, рафинированного невежества. И что самое интересное - оно нередко встречается у людей, которые были уже везде, где популярно бывать. Многие хотя и рассуждают, как хорошо им отдыхалось в Таиланде, а не то что Таиланд - Евразию на карте сходу не находят!
Современные дети много ездят, бывают в разных интересных местах: от Великого Устюга и Финляндии до Кипра и Египта, но в поездках их больше волнует, будет ли там душ, будет ли там 3-х или 4-x разовое питание. К сожалению, прежде всего именно это в первую очередь волнует и родителей: они не спросят у детей после поездки, какой был маршрут, что интересного встретил, что больше всего тебя взволновало, а прежде поинтересуются, как спали, и что ели! У родителей в этом смысле очень расслабленное состояние, общество привыкло к тому, что чем лучше обслуживание, чем больше за тебя сделают, тем лучше!
К сожалению, мы очень легко относимся к тому, что дети выносят из поездок, не требуем от них самостоятельного освоения новых сведений, знаний. Вот и получается: «Где ты был?» - «На каком-то море!» Почему же все мимо?! Потому, что дети в этих поездках никакого реального, самостоятельного участия не принимают! По этому же принципу часто и знания по географии даются в школе: выучил – рассказал, отложил – забыл! После урока нигде не потребуется это знание применить, а оно непременно должно быть востребовано!
Но в походе ребенок спрашивает: «А когда мы придем на стоянку?» – «Возьми карту, посмотри на масштаб, вспомни какое расстояние мы прошли вчера, сравни, попробуй – посчитай сам!» Важно не давать готовый ответ на вопрос, а подсказать, в каком направлении нужно его искать!
Ограждая ребенка от необходимости приложить усилия, можно убить его интерес к предмету! Формальные уроки географии не могут дать образного представления о природе, о рельефе, особенностях растительности, и как следствие, не подкрепляют интереса к ее изучению!
Интерес к географии в ребенке могут зажечь самые простые выходы на природу. Для успешного освоения географии нужны впечатления: о высоте гор, о глубине водоемов, о расстояниях, о площадях, им все необходимо с чем-то сравнивать: если, например, с ними пройти 10 километров в походе, можно объяснить, что такое в реальности 100 км. Шагая в природу, они с азартом учатся ориентированию на местности по карте, топографии. К тому же подготовка к походу - это очень серьезная географическая проработка той местности, куда готовится выезд: необходимо знать общегеографические сведения о районе путешествия, метеорологию, получить сведения о растительном и животном мире - ведь даже обсуждение необходимого снаряжения потребует от них практических разъяснений, связанных с географией местности: есть комары, или нет их, большая ли амплитуда температур днем и ночью, причем речь идет только о самом необходимом снаряжении, которое предстоит нести, сможем ли ли пользоваться грибами - ягодами, есть ли рыба или нет. Чтобы понять все это, нужны географические знания.
В походе мы сливаемся с природой, кто-то сказал: это на соревнованиях люди придумывают правила, согласно которым преодолевают трудности, а в походах правила диктует природа, и что она потребует от тебя, то ты и должен выполнить!