XVII век вошел в историю России как "бунташный". Отголоски русской смуты не могли не затронуть пограничные с Русским государством кубанские земли. Церковная реформа патриарха Никона имела немало противников среди неистовых поборников старой веры. Царское правительство беспощадно расправлялось со старообрядцами, пытая и уничтожая идеологов раскола. В 1682 г. вместе с тремя своими ближайшими единомышленниками был заживо сожжен один из идеологов старообрядцев Аввакум Петров. Раскольники бежали на окраины России.
среди горцев. В 1689 г. к ним присоединилось еще 300 донских казаков.
Но в 1692 г. астраханскому воеводе П. П. Хованскому было отдано царское повеление разгромить казачьи городки. Узнав об этом, около 500 казаков направилось на Кубань, но дошло до нее немногим более 200 человек. С разрешения крымского хана они поселились между Кубанью и Лабой, а на правом, высоком, берегу р. Лабы построили свой укрепленный городок (ныне станица Некрасовская).
На Кубань переселялись и другие партии донских казаков, беглых крестьян и раскольников. На правобережье Кубани, главным образом в районе Таманского полуострова, формируется своеобразная казачья община "Войско Кубанское". Казаки строят свои военные городки, один из которых татары называли Себеней (от Савельевского городка, названного так в честь одного из атаманов первого Кубанского войска Савелия Пахомова). Возглавивший восстание казаков на Дону в 1707-1708 гг. Кондратий Булавин искал поддержку у кубанских казаков, среди которых было немало и родственников повстанцев. Так, 27 мая 1708 г., за полтора месяца до своей гибели, он пишет письмо казакам "славного Войска Кубанского" с просьбой похлопотать перед турецким султаном о разрешении повстанцам переселиться на Кубань. Очевидно, Савелий Пахомов выполнил просьбу донского предводителя, потому что уже в августе 1708 г. один из ближайших сподвижников Булавина Игнат Некрасов привел на Кубань значительный отряд казаков. Источники по-разному называют число ушедших на Кубань: от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Они пришли со своим знаменем и пушками, с твердым намерением отстаивать свои старинные казачьи привилегии. Вслед за ними тайными путями пробирались на Кубань те, кто бежал от царской расправы, крепостной неволи и мечтал о вольной жизни. Несколько тысяч человек привели на Кубань и некрасовские сподвижники Иван Драный, Гаврила Чернец, Семен Селиванов и другие.
Враждебно настроенный к своему северному соседу, крымский хан разрешил некрасовцам поселиться на Таманском полуострове между Темрюком и Таманью. Здесь они основали ряд своих городков, таких как Голубинский, Чирянский, Блудиловский и др. Один из них, Кара-Игнат (Черный Игнат), был назван так в честь атамана Игната Федоровича Некрасова, носившего, как и большинство некрасовцев, черный кафтан. Объединившись с жившими здесь пахомовцами и другими казаками, некрасовцы создали своеобразную казачью республику. Высшей властью и ней был войсковой круг, избиравший войскового атамана. Круг решал все важнейшие вопросы, а повседневные - атаман. Участниками круга, т. е. народного собрания, были игр казаки и казачки в возрасте 18 лет и старше. Но при вынесении решений голосовали только мужчины. В атаманы избирался наиболее уважаемый казак, отличавшийся мудростью, отвагой и военно-организаторскими способностями. Таким, например, был И. Ф. Некрасов, более тридцати лет возглавлявший кубанских казаков, до самой смерти крепко державший в руках символ казачьей власти - атаманскую булаву.
Об авторитете И. Некрасова говорит и разработанная некрасовцами "Игнатова книга", включавшая в себя, по преданиям, заветы атамана (см. документ).
Основным занятием некрасовцев была рыбная ловля. Часть средств, получаемых от этого промысла, шла в войсковую казну, часть - на церковь: на помощь престарелым и немощным казакам. По возможности некрасовцы занимались огородничеством и скотоводством. Молодежь обучались грамоте и военному искусству. Некрасовцы были глубоко верующими людьми, уважали женщин и стариков, строго соблюдали старые религиозные обряды и казачьи обычаи. За мелкие нарушения наказывали розгами, за более значительные - лишали казачьего звания и изгоняли из общины, за тяжкие (убийство, предательство, бесчестие женщины) предусматривалась стародавняя казачья казнь - "в куль да в воду