Бурса, бурсак — когда слышишь эти слова, в памяти сразу же возникает колоритный образ удалого школяра Хомы Брута, выписанный Н. В. Гоголем в повести «Вий» .
Само понятие «бурса» происходит от позднелатинского bursa — сумка, кошелек. Первоначально оно означало общежитие для бедных студентов при европейских университетах. Отсюда, кстати, немецкое bursch — бурш, собирательное название студентов‑корпорантов, прославившихся своими буйными попойками, причудливыми ритуалами и изрезанными на дуэлях физиономиями. В польских, украинских и белорусских землях Речи Посполитой бурсами также называли общежития при духовных школах, в которых учащихся содержали на казенный счет. Позднее, особенно после вхождения Украины и Белоруссии в состав России, бурсами стали именовать не только общежития, но и сами начальные и средние православные учебные заведения по всей территории российского государства.
Бурсы возникли при школах православных братств, создаваемых в конце XVI в. частью жителей Белоруссии, Литвы и Украины для защиты своих интересов от экспансии католицизма и униатства. Первым образовалось Львовское Успенское братство (1586), по его образцу организовали братства в Бресте, Вильно, Киеве, Минске и других городах. Самыми лучшими были Львовская и Киевская братские школы. На первом месте там стояло обучение славянскому языку, также преподавали греческий и латинский, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку.
Полный курс всех этих наук читали только в Киевской братской школе, основанной в 1588 г. при участии киевского воеводы князя Константина Острожского, поддерживающего православные общины. В школу принимали детей всех сословий. Сирот содержали на полном иждивении братства. Интересно, что, отдавая ребенка в бурсу, отец заключал с ректором специальный договор, в котором указывалось, чему должны учить ребенка, а также оговаривались обязанности родителей по отношению к школе.
Полный курс обучения составлял 12 лет. Нужно было закончить восемь классов, подразделявшихся на шесть низших (четыре грамматических, пиитики и риторики — по году каждый) и два высших. Последние делились на класс философии (два‑три года) и класс богословия (три‑четыре года) . На старших отделениях обычно учились студенты, решившие принять духовный сан. Существовала такая классификация: риторами называли учащихся младших классов, богословами и философами — старших. Отсюда в «Вие» персонажи имеют следующие имена: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. Экзамены проходили три раза в год, а выпускники защищали диссертации (ученые степени тогда не присваивали) .
В учебном заведении на хорошем уровне преподавали такие предметы, как астрономию, катехизис, историю, географию, архитектуру, математику, экономику, медицину, живопись, естествознание, нотное пение и другие. Студенты изучали славяно-русский, церковно‑славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, которым уделялось большое внимание. Более того, до 1780‑х гг. преподавание на всех курсах велось только на латыни, а в XVII в. учащиеся даже во внеурочное время были обязаны общаться на ней.
Хома Брут учится в семинарии на философа