ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Метрополитен - самый быстрый, самый безопасный, самый надежный и самый удобный вид городского транспорта. Метро способно решить проблему перемещения большого количества людей в огромных городах, так же как и проблему дорожных “пробок”, загрязнения воздуха и шума.
Тем не менее, в техническом плане система подземной ж/д требует очень дорогих и сложных строительных работ. Эта система включает в себя подземные, наземные и эстакадные линии ж/д. Наземные участки метро как правило расположены в конце ж/д линий. Кроме того подземные и наземные части метрополитена включают в себя станции метро, тоннели, эскалаторы, путепроводы, системы вентиляции, санузлы, а также систему энергоснабжения.
Строение подземной ж/д отличается от наземных ж/д путей. Шпалы у нее всего 0.9 м в длину. Они короче чем у обычной ж/д, у которой их длина составляет 2.7 м. Шпалы наземных путей устанавливают на фундамент из щебня или других материалов. Шпалы же метрополитена кладуться прямо на бетонный фундамент. Это более затратно, но исключает пыль в воздухе. Ведь если бы основа делалась из шлака, гравия, песка или даже щебня, то за поездом тянулись бы облака пыли.
Все поезда метро питаются от электричества. Ток поступает по третьему рельсу. Этот контактный рельс располагается по всему пути и передает постоянный электрический ток в 825 вольт в электромотор через пантограф поезда. Пропускная способность метрополитена зависит от количества вагонов, которое варьируется от 2-х до 8-и на поезд и частоту прохождения поездов по станции, которая колеблется в пределах от 80 секунд до 8 минут.
На текущий момент в 80 городах мира есть метрополитен. Первая сеть подземной ж/д была сооружена в Лондоне в 1863 году. Это самый старый, но не самый длинный метрополитен. Нью Йорк вторым построил метро. Самая первая шпала была установлена в 1868 году, и сейчас это самая длинная подземная ж/д в мире. Самая короткая же линия метро была построена в Турции. Её длина всего 600 м, но Истанбул очень гордо относится к подземным видам транспорта.